24.05.2023

Восстановление народного хозяйства ссср и выбор модели социально-экономического развития. Сталинская экономика ссср после войны


Война уничтожила часть экономического потенциала, что составля­ло около одной трети всего национального богатства страны . Было разрушено огромное число фабрик и заводов, шахт, железных дорог и других промышленных объектов.

Восстановительные работы начались еще в ходе Великой Отече­ственной войны, сразу после освобождения части оккупированных территорий .

В августе 1943 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстанов­лению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К концу войны в результате титанических усилий наших тружеников удалось воссоздать часть промышленного производства.

Однако основные восстановительные процессы происходили уже после победоносного завершения войны, в период четвертой пятилет­ки (1946-1950).

Считалось, что советская экономическая модель выдержала суро­вую и тяжелую проверку в военное лихолетье и поэтому не только оп­равдала себя, но и являлась весьма перспективной.

Как и в годы пер­вых пятилеток, акцент в развитии промышленности был сделан на про­изводство средств производства (группу «А»), т.е. на тяжелую промышленность, причем удельный вес производства этой сферы в общем объеме промышленности был выше, чем до войны:

- в 1940 г. он состав­лял 61,2%,

- в 1945 г. - 74,9%,

- в 1946 г. - 65,9%,

- в1950 г. - 70%.

Восстановление и развитие народного хозяйства:

Четвертая пятилетка (1946-1950) - восстановление и развитие экономики СССР

- восстановление и строительство 6.200 промышленных предприятий.

Наиболее крупные промышленные объекты:

восстановлены: построены:

1) Днепрогэс; Коломенский завод тяжелого транспортного машиностроения;

2) «Запорожсталь»; Калужский турбинный завод;

3) Донецкий угольный Газопровод Саратов - Москва

Достижение довоенного уровня промышленного производства (1948 ).

Акцент на прирост показателей по производству металла, топлива и промышленного сырья в ущерб производству товаров народного потребления.

Денежная реформа и отмена карточной системы на основные товары народного потребления (декабрь 1947 ).



Серьезное отставание сельского хозяйства. Довоенный уровень сельскохозяйственного производства достигнут только в начале 1950-х гг.

Промышленность перестраивалась на мирный лад, увеличивался вы­пуск продукции гражданского назначения. Уровень довоенного про­мышленного производства удалось достичь, согласно официальным дан­ным, к 1948 г. Всего было восстановлено и построено вновь 6200 круп­ных предприятий, в том числе такие гиганты, как Днепрогэс и «Запорожсталь», Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Ко­ломенский завод тяжелого транспортного машиностроения, газопровод Саратов - Москва и др.

Сельское хозяйство в четвертой пятилетке не успело достичь дово­енного уровня. Это удалось сделать только в следующей пятилетке.

Вместе с тем страна сталкивалась с огромными трудностями и про­блемами. В 1946 г. в ряде регионов разразился голод, ставший след­ствием:

- засухи,

- традиционной политики государства в отноше­нии сельского

Хозяйства.

Деревня еще с периода коллективизации ис­пользовалась им в качестве сегмента, из которого брались ресурсы и средства для:

Развития промышленности;

Обеспечения внешнеполитических задач (в частности, в 1946-1947 гг. Советский Союз экспортировал 2,5 млн. тонн зерна в Европу по льготным ценам ).

Голод, как обычно, на официальном уровне не признавался, а власть лишь усилила административно-репрессивные меры. Летом и осенью 1946 г. были приняты два партийно-государственных постановления:

- «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущения его разба­заривания, хищения и порчи» и

- «Об обеспечении сохранности государ­ственного хлеба».

Главным средством разрешения продовольственной проблемы в них объявлялись учет и контроль, а не производство зер­на. Следствием этих решений стали массовые репрессии в отношении председателей колхозов и других сельскохозяйственных руководи­телей.

Война и ее последствие - карточная система снабжения населения - расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на по­требительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народ­ного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе.

Как вспоминал тогдашний нарком финансов А. Г. Зверев, она гото­вилась тщательно и архисекретно. Предлагалось также совместить ее с отменой карточной системы, что должно было продемонстрировать в целом успехи советской экономики не только для населения страны, но и на международной арене.

И. В. Сталин считал, что эту акцию необходимо провести раньше, чем она произойдет в других европейских странах, вынужденных тоже во время войны прибегнуть к нормированному снабжению населения (Англия, Франция, Италия, Австрия). В итоге так и получилось. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось:

- осуществление денежной рефор­мы,

- отменялись карточки на продовольственные и промышленные то­вары.

В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в те­чение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую налич­ность в соотношении 1:10 (т.е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Вклады и текущие счета в сберкассах переоце­нивались следующим образом: 1:1 (до 3 тыс. рублей); 2:3 (от 3 тыс. до 10 тыс. рублей) и 1:2 (свыше 10 тыс. рублей).

Повсеместно:

Снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво;

Не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Затоваренные московские прилавки в документальной кинохронике показывали во всех уголках страны, чтобы каждый трудящийся думал о том, как неуклонно растет благосостояние народа. Но совершенно очевидно, что реформа пресле­довала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

Жизнь народа в первый послевоенный период была нелегкой в ма­териально-бытовом отношении, хотя и привлекательной по эмоцио­нально-психологическому накалу:

Победоносно завершилась война,

Началось мирное строительство,

Появилась надежда на лучшее бу­дущее.

Средняя заработная плата в стране:

В 1947 г. составляла 5 тыс. руб­лей в месяц,

В 1950 г. - 700 рублей (после денежной реформы). Это соответствовало приблизительно уровню 1928 и 1940 г.

Основные розничные цены продовольственных товаров (в рублях) в 1950 г .:

1 кг хлеба высшего сорта стоил 6-7;

1 кг сахара - 13-16;

1 кг сливочного масла - 62-66;

1 кг мяса - 28- 32;

Десяток яиц - 10-11.

Промышленные товары стоили гораздо до­роже. Например, стоимость мужских ботинок составляла 260-290 рублей, а костюма - 1500 рублей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен , но покупательная спо­собность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изо­билия и улучшения жизни.

Материальное положение населения усу­гублялось принудительными займами государства у народа через под­писку и покупку различных облигаций. Но тем не менее все это в силу особенностей человеческой памяти является приятным воспоминани­ем людей старшего поколения.

За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. СССР потерял около 30% национального богатства. Число погибших, составило 27 млн. чел., число раненных и искалеченных не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшие 172 млн. чел., едва превышало уровень 1933 г. Были разрушены полностью или частично 1710 городов и поселков (60% их общего числа), свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. километров железных дорог, 25 млн. человек лишились крова. Было разорено 100 тыс. колхозов и совхозов, зарезано или угнано в Германию 7 млн. голов рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. голов овец и коз. Сумма прямых потерь, нанесенных войной в 1945 г., была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышала национальный доход СССР в 1940 г.

Правда, объем промышленного производства сократился немного –всего на 9%. Но нужно учитывать, что основную массу продукции составляло производство вооружений. А мирные отрасли сильно уменьшили выпуск продукции. Предметов потребления к концу войны производилось в 2 раза меньше, чем до нее. В 1945 г. промышленность освобожденных от оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции. Наибольший ущерб был нанесен черной металлургии (по выпуску металла и добыче руды страна была отброшена более чем на 10-12 лет), нефтяной (отставание составило 15 лет), угольной, химической, энергетике, машиностроению.

Сравнительно небольшое (около 9%) снижение общего уровня промышленного производства объясняется невиданной по своим масштабам эвакуации. Было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из них более 1,5 тыс. крупных. Тем самым началось ускоренное развитие восточных районов, где было введено в строй 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно бурными темпами увеличивалось военное производство. В результате индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири –в 2,8 раза, Поволжья – 2,4 раза. При общем сокращении промышленного потенциала тяжелая промышленность (так называемая группа «А» – производство средств производства) – на 12% превысила довоенный уровень. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства возрос в 1945 г. до 74,9%.

Достигнуто это было во многом за счет резкого падения производства и без того слабо развитых отраслей и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск х/б тканей составил лишь 41% от уровня 1941 г., обуви –30%, сахара –21% и т.д. Таким образом, война нанесла не только колоссальный ущерб промышленности, но и изменила ее географическую и особенно отраслевую структуру. Поэтому в некотором отношении войну можно рассматривать как очередной, весьма специфической этап дальнейшей индустриализации СССР.

С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более 50% объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, так как одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов происходила модернизация военно-промышленного комплекса (ВПК), разработка новых видов вооружения. В сентябре 1945 г. в печати появилось сообщение о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной. В эти же годы проходили массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн. чел. в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 году. Правда, вскоре численность армии в связи с войной в Корее снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн. чел. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т.е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 году.

В отличие от процесса восстановления после Гражданской войны, теперь не надо было восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на Востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на Западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановление разрушенного в районах, подвергавшихся оккупации, демобилизации части промышленности и возвращению на старые места части эвакуированных предприятий. Многие предприятия, смонтированные на новых местах, там и оставались.

Довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукцию на 70% больше, чем в 1940 г. Довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., но официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении. Восстановление экономики сопровождалось некоторым повышением уровня жизни людей по сравнению с довоенным временем. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. В 1947 г. средний уровень цен был в три раза выше, чем в 1940 г., а снижение цен позволило понизить их уровень в 2,2 раза, так что все-таки и после снижения они оставались несколько выше довоенных. К тому же снижение цен сопровождалось изъятием у населения части заработанных денег в виде обязательных займов. Таким образом, уровень жизни в 1946 – 1950 гг. не повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г., не достигнув его.

Послевоенный экономический рост СССР имел несколько источников. Прежде всего, плановая экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, присущий ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д. СССР получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долларов. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в СССР ввозилось промышленное оборудование, включая заводские комплексы. В СССР трудилось 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГа в этот период содержались примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

К числу источников экономического роста можно отнести продолжавшуюся политику перераспределения средств из социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Ежегодно население страны должно было подписываться на государственные займы в среднем на 1-1,5 месячную заработную плату. Всего за 1946-1956 гг. было размещено 11 займов. По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны ослабленным. В ходе войны было разрушено более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население сократилось с 34,4 млн. чел. до 23,9 млн. Численность тракторов составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. В целом объем валовой продукции уменьшился на 40%. После войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после первой мировой и Гражданской войн. Жестокая засуха (самая сильная за предыдущие 50 лет) в очередной раз значительно подорвала экономический потенциал сельскохозяйственные районы: Молдавию, Нижнее Поволжье, Центрально-Черноземные области, Крым.

Довоенный уровень сельскохозяйственного производства был восстановлен в первой половине 50-х гг., т.е. значительно позже, чем в промышленности. Но этот восстановленный уровень был в то же время уровнем сельского хозяйства царской России накануне первой мировой войны. Зерна теперь собирали 88 млн.т. в год (в России накануне войны 86 млн. т.). Крупного рогатого скота в первой половине 50-х гг. было 56-57 млн. голов (в1916 г.–58,4 млн.). Мяса производилось 5 млн.т. (столько же в 1913г.)

Правда, в это время были достигнуты успехи в механизации сельскохозяйственного производства. К началу 50-х гг. число тракторов выросло по сравнению с довоенным в 2 раза, а зерновых комбайнов – 2,5 раза. Но и сам процесс повышения технического уровня сельского хозяйства бы однобоким. Механизировались так называемое «основные полевые работы»: вспышка, сев, уборка урожая и молотьба зерновых, а животноводство, производство технических культур, картофеля и овощей были почти не затронуты процессами механизации. Если перечисленные «основные полевые работы» теперь были механизированы уже на 80-90%, а не на 50-60%, как перед войной, то уборка льна – только на 30%, а картофеля –на 10%. При этом под техническим прогрессом понимались именно механизация, а производство удобрений, мелиорация оставались в стороне от этого процесса.

Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство; на зерно – десятую часть; на мясо – двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались. Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйство. На приусадебных участках, занимавших несколько процентов посевных площадей страны, выращивались овощи, картофель, содержался домашний скот.

Но начиная с 1946 г. государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства значительными денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог мясом, молоком и другой продукцией. Подобная практика по отношению с сельскому населению продолжала ужесточаться. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продавать» государству имеющийся мелкий скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали резать скот, в результате чего за полугодие было забито более 2-х млн. свиней, коз, овец и пр. живности.

Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко повысились сборы и налоги с дохода от продажи. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством. Если же документа не было, продукция конфисковывалось, а сами крестьяне подвергались штрафам. В 1947 г. была подтверждена обязательная выработка минимума трудодней для колхозников. В случае его невыполнения по отношению к ним могло быть применено уголовное наказание. Таким образом, как и в годы первых пятилеток, послевоенная деревня выживала на грани голодной смерти.

Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС определяли хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процессов механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов сократилось с 237 тыс. в 1950 г. до 93 тыс. в 1953 г.

Несмотря на эти меры, сельское хозяйство развивалось медленно. Даже в относительно благоприятном 1952г. году, валовый сбор зерна не достиг уровня 1940 г., а урожайность в 1949 – 1953 гг. составляла всего 7,7 центнеров с гектара. (В 1913 г. – 8,2 центнеров с гектара). В 1953 г. поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 г., а население за эти годы выросло на 30 – 40 млн. чел., т.е. продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.

В 1952 г. И. Сталин опубликовал работу «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой продолжал настаивать на преимущественном развитии тяжелой промышленности и ускорении процесса преобразования колхозно-кооперативной собственности в общенародную (государственную). Особенно подчеркивалось, что колхозы номинально еще остававшиеся собственниками произведенной продукции, являются временной, переходной структурой. В целях повышения эффективности сельского хозяйства в 1948 г. был принят грандиозный «Сталинский план преобразования природы» в соответствии с которым предусматривалось создание в южных и юго-восточных районах европейской части СССР полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения пагубного воздействия суховеев на сельскохозяйственные угодья. По этому плану предусматривалось также строительство оросительной системы в Средней Азии – Большого Каракумского канала, по которому вода из Амударьи должна была поступать на орошение полей в Туркмении. Полезащитные лесные полосы сохраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственный размах был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Особое внимание было уделено лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях 8-ми крупных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. гектаров. Работы начались весной 1949 г. До 1951 г. были заложены полосы на площади 1 млн. 852 тыс. га. Их протяженность более 6 тыс. км. Созданные более 40 лет назад лесонасаждение и сегодня защищают 25 млн. га. угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и заботливого отношения к земле и природе.

В соответствии с планом преобразования природы началось также сооружение огромных ГЭС на Волге, Днепре, и других реках (горьковской, Каховской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской). Все эти станции были введены в действие в 1950-1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское, Черное.

Как указывалось выше, в 1947 г. была отменена карточная система. Ее отмена планировалась на конец 1946 г., но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 г. СССР был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг. черного хлеба была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг. мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 до 15 руб., сливочного масла – с 28 до 66 руб., молока – с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составила 300 руб. в мес. Правда, для низко – и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами, устанавливались «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в мес., но эти надбавки не решали общую проблему доходов.

В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась разбалансированностью денежной системы в год войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами и услугами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования экономики, а потому покупательская способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 г. было издано постановление Правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 -х тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 19 тыс. – 2:1.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единой новой 2-х процентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие излишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег.

С 1 января 1950 г. правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г. чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.

Все годы первых пятилеток, военные и послевоенные годы были для страны временем экстремального, чрезвычайного развития. В этот период насущие потребности населения откладывались на потом. Почти 25 лет экономика работала с величайшим напряжением. Все достигнутые успехи были оплачены сверхчеловеческой ценой. По данным официальной статистики, средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928 – 1954 гг. более чем в 2 раз. Согласно другим источникам, в этот период стоимость жизни в СССР увеличилась в 9 – 10 раз, поскольку розничные цены поднимались постоянно. Но если общий индекс розничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 г. принять за 1, то в 1932 г. он составил 2,6 , в 1940 г. – 6,4, в 1947 г. –20,1, в 1950 –11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на заем, но включая надбавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 г. за 1, то в 1937 г. она равнялась 0, 86; в 1940 г. –0,78; в 1944 г. –0, 64; в 1948г. –0, 59; в 1952 г. –0,94; 1954 г. –2,19.

Между тем в памяти людей старшего поколения укоренилась мнение о том, что при Сталине ежегодно цены снижались, а после него – только росли. Но секрет понижения цен следует искать в том огромном их скачке, который произошел после начала коллективизации. Так, розничные цены на ржаной хлеб выросли за 1928-1952 гг. почти в 19 раз, на говядину –в 17, на свинину –20,5; на сахар –в 15; на подсолнечное масло в 33; на яйца – в 19,3; на картофель – в 11 раз. Поэтому ежегодное снижение цен — на несколько процентов –на основные продовольственные товары осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен осуществлялась за счет фактического снижения уровня жизни колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо выше, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого снижения цен, так как государственное снабжение в сельской местности было очень плохим.

По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. Многие рабочие с семьями в городах жили в общежитиях, в коммунальных квартирах, бараках и подвалах В эти годы строительство жилья велось в очень ограниченных размерах. Основные ассигнования из бюджета расходовались на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через значительное количество инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность приводили к постоянным простоям на производстве, большим материальным потерям.

Выросла армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов на заводах, в министерствах. Отчеты руководителей предприятий, министров обрастали приписками в выполнении и перевыполнении планов, поэтому статистические данные следует воспринимать критически из-за их определенной недостоверности. В качестве примера можно привести доклад Г.М. Маленкова на ХIХ съезде партии (1952), в котором было сказано, что зерновая проблема в СССР решена и что собран урожай в 8 млрд. пудов. И всего через два года было объявлено, что данные о развитии сельского хозяйства являются неточными.

После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность плановой системы. В марте 1946 г. наркоматы превратились в министерства, а наркомы – в министров, и это означало, что они уже больше не являются народными комиссарами. Были установлены гражданские звания-ранги, классы, отдаленно напоминающие «табель о рангах» Петра I. Ужесточение экономической системы накладывало свой отпечаток на всю общественную жизнь страны.

После войны (1946) начались публичные гонения на писателей, композиторов, театральных деятелей и кинорежиссеров. Целью этих компаний было заставить творческую интеллигенцию работать строго в духе «партийности», и «социалистического реализма». Аналогическую цель преследовали дискуссии по философии, биологии, языковедению, политической экономии, начавшейся в 1947 г. Поощрялась борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». усиливалось разжигание шовинизма и антисемитизма. С 1948 г. возобновляются репрессии.

Выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящих кругах, а также от международной обстановки и особенно от ее понимания советским руководством. Внешнеэкономический фактор определял как степень конверсии и объем ресурсов, направлявшихся на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), так и уровень экономического сотрудничества с западными державами, и в частности возможности получения иностранных займов и инвестиции. Это были принципиальные обстоятельства, во многом определившие масштаб накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в валовом внутреннем продукте) и степень закрытости советской экономики.

Победа в войне резко изменила международную обстановку. СССР стал не только полноправным членом, но и одним из лидеров мирового сообщества; его отношения с западными державами приобрели партнерский, даже, казалось, дружественный характер. Тем не менее, речь шла не столько о более широком включении СССР в мировой экономический контекст, сколько о выборе экономической модели развития. Война изменила общественную атмосферу и дала импульс демократическому обновлению системы, надеждам на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война приучила критически мыслить. Для многих она являлась «открытием» Запада. Впервые побывали за границей миллионы граждан (более 6 млн. чел. в составе действующей армии и еще 3,5 млн. чел. репатриантов). Они смогли сами оценивать достижения западной цивилизации и сопоставить их с советскими.

Беспрецедентно широкое сотрудничество с «империалистическими» странами в борьбе с общим врагом ослабление идеологического манипулирования в годы войны поколебали утвердившиеся стереотипы и вызвали интерес, и симпатии к Западу. Реформистские настроения проникли и в большевистскую элиту, заметно обновленную в годы войны. Война приучила управленческие круги к инициативе и отодвинула на второй план борьбу с вредителями и врагами народа.

В военные годы снизилась степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов экономики. В результате в районах, не подвергшихся оккупации, несколько возросли доходы сельских жителей. Забота о выживании населения и выполнении государственных заданий побуждала местные власти поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало: или узаконивания, институциализации этих новаций, существенной корректировки довоенной экономической политики, или возвращения к прежней сверхцентрализованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строжайшим административно-политическим контролем за деятельностью администрации предприятий и всех работников.

Уже в 1945 – 1946 гг. при рассмотрении проекта 4-го пятилетнего плана возникла дискуссия о путях восстановления и развития экономики. В эти и последующие годы выявился целый ряд руководителей различных рангов, выступавших за смягчение или изменение тех или иных аспектов экономической политики, сбалансированного развития народного хозяйства, некоторую децентрализацию его управления. Подобные предложения высказывались также при выработке и закрытом обсуждении новой Конституции и новой программы партии.

Среди них были секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС А. Жданов, председатель Госплана Н. Вознесенский, председатель Совета Министров РСФСР Н. Родионов и др. Первый секретарь Курского обкома КПСС П. Дорошенко предлагал реорганизовать колхозы, радикально изменить роль крестьянских семей и превратив их в основную структурную единицу сельскохозяйственного производства. Свои расчеты указанные руководители подкрепляли анализом международной ситуации, полагая, что переход к мирной жизни вызовет острый экономический и политический кризис, который не только предотвратит всякую угрозу создания антисоветской коалиции западных держав, но и, напротив, сулит СССР новые возможности, в частности, в качестве рынка сбыта для охваченных кризисом западных экономик.

Сторонники возврата к довоенной модели, среди которых были Г.Маленков, Л. Берия (возглавлявшие важнейшие военные проекты), руководители тяжелой промышленности, напротив, аппелировали к работам экономиста Е. Варги, который опровергал теорию скорого и неминуемого кризиса капитализма и доказывал его способность к приспособлению. Полагая, что это делает международную обстановку потенциально взрывоопасной, Маленков и Берия выступали за ускоренное развитие ВПК.

Первую крупную победу им удалось одержать при утверждении 4-го пятилетнего плана. Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. содержал весьма напряженные задания и в качестве основной задачи провозглашал: «Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта». Предполагалось уже в 1946 г. «завершить послевоенную перестройку народного хозяйства» и в ближайшее время не только догнать, но и превзойти «достижения науки за пределами СССР». Тем не менее многие аспекты экономической стратегии еще не вполне были определены. Задания 4-ой пятилетки не исключали некоторой вариативности развития.

Однако прогрессирующий распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за раздел Европы и начало холодной войны способствовали окончательной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял Сталин. В отсутствие сплачивающей мир угрозы фашизма, изначально заложенные противоречия внутри антигитлеровской коалиции, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу мира на враждующие блоки.

После Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) и разгрома Японии (акт о капитуляции которой был подписан 2 сентября 1945 г.), противоречия между союзниками резко усилились. Важнейшей причиной развала антигитлеровской коалиции и начала военно-политической конфронтации послужила борьба за сферы влияния. Уже в 1945 г. усилиями советских властей во всей Восточной Европе были созданы подконтрольные СССР народно-демократические правительства. Превращение Восточной Европы фактически в протекторат СССР стало неожиданностью для многих западных политиков, которые все еще рассматривали коммунистическую идеологию в качестве основы советской внешней политики, а не появившиеся у Сталина имперские амбиции и холодной геополитический расчет.

Всем этим странам оказывалась интенсивная материальная, финансовая и военная помощь, истинные масштабы которой всегда держались в секрете. Известно только, что в качестве льготных долгосрочных кредитов в 1945 – 1952 гг. им было предоставлено 15 млрд. руб. (3 млрд. долл.). Такие огромные по тем временам средства предоставлялись странам в ответ на проведение в них социально-экономических преобразований по советскому образцу.

США в свою очередь направили западноевропейским странам огромную материальную помощь в размере 12,4 млрд. долл. в рамках Плана Маршалла. Эти средства использовались не только для послевоенного восстановления экономики, но и для укрепления военно-политического влияния США в этом регионе. 4 октября 1946 г. У. Черчилль публично обвинил СССР в том, что тот отгородил Восточную Европу «железным занавесом» и призвал к организации давления на СССР. По существу, это был призыв к открытой конфронтации с СССР. Тем не менее, инерция союзнических отношений некоторое время еще сохранялась. В 1949 г. с образованием федеративной Республики Германии и блока НАТО были созданы Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и организация Варшавского Договора – раскол Европы на два враждебных лагеря был окончательно оформлен, что имело самые негативные (прежде всего экономические) последствия для внутренней жизни СССР.

Дело в том, что на рубеже 1940-1950 –х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции (НТР), и это привело их к новому, постиндустриальному этапу развития экономики. Советская экономика, в силу ее сверхцентрализованности, недостаточной инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме ВПК) и стала отставать от стран с развитой рыночной экономикой. К тому же эти страны стали заметно опережать СССР по уровню жизни населения, по обеспечению различных демократических прав и свобод. СССР стремился не допустить «тлетворного влияния» Запада на советский народ, используя ресурсы репрессивного аппарата.

К ужесточению внутренней политики и развертыванию нового витка террора Сталина подталкивал и личный опыт, и некоторые внутренние факторы, в частности, голод 1946 г., способствовавший резкому ужесточению контроля государства над деревней и обострение социально-экономической ситуации в городах. В 1947 г. СССР отказался от участия в Плане Маршалла. В 1947 г. разразился Берлинский кризис, едва не пришедший к военному конфликту с США. Окончательная победа сторонников жесткой линии была закреплена разгромом их оппонентов. Были репрессированы Н. Вознесенский (обвиненный в занижении показателей плана 4-ой пятилетки), П. Родионов и многие другие хозяйственные руководители. Задания 4-ой пятилетки были пересмотрены в сторону еще большего повышения; новые, сверхнапряженные задания были даны военному производству.

Несмотря на относительную стабилизацию в Европе, стороны активно разрабатывали планы новой войны, причем США делали акцент на атомные бомбардировки. Но в СССР в 1949 г. впервые было взорвано ядерное устройство. В 1950 г. Северная Корея, при помощи Китая и СССР попытались вооруженным путем воссоединить страну. На стороне Южной Кореи под флагом ООН выступили США и 15 других стран. В северо-восточных районах СССР, вблизи Аляски, началось ускоренное строительство аэродромом и баз, резко возросли задания по производству вооружений. Эти многие другие признаки свидетельствовали об ускоренной подготовке к вооруженному конфликту с США.

Это и определило экономическую политику последних лет сталинского СССР. Страна не только вернулась к прежней модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме. Форсированное развитие тяжелой промышленности сопровождалось пропагандистскими кампаниями и развертыванием террора. Без него, без внеэкономического принуждения проводить подобную экономическую политику было невозможно. Репрессии стали нарастать после войны в западных районах СССР, они отразились на советских военнопленных, оказавшихся после возвращения в лагерях, а затем были использованы и против различных представителей интеллигенции, военнослужащих и т.д. Последние надежды окончательно перечеркнула кампания по борьбе с космополитизмом, развернувшаяся с конца 1948 г. Играя на патриотических настроениях советских людей, власти тем самым пытались вытравить из сознания людей возникший в годы войны интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистские и антисемитские чувства и срочно подновить пошатнувшийся в войну образ внешнего врага.

Развертывавшийся новый виток массового террора прервала смерть Сталина. Тем не менее и за 1945-1953 гг. число заключенных только в лагерях и колониях ГУЛАГА выросло с 1,5 до 2,5 млн. чел. В результате послевоенной волны репрессий в заключении и ссылке оказались 5,5 – 6,5 млн. чел. Руками заключенных сооружались многочисленные крупнейшие объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, а также на транспорте.

Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько позже, чем в других европейских странах, только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.

Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться. Среднегодовые темпы роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. составили 9,2%. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом - в 5,7 раза. В ФРГ производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран.

Ускоренный экономический рост разгромленной в войне Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире журналисты назвали "экономическим чудом". Чем это "чудо" объяснялось?

Во-первых, обновлением основного капитала при усиленном участии государства и низких военных расходах. Потому что восстановлен довоенный уровень производства несколько позже, чем в других странах, то, следовательно, несколько позже было завершено и обновление основного капитала, позже - значит на более высокой технической основе, потому что за эти несколько лет производственная техника успела сделать некоторый шаг вперед.

Проводилось обновление капитала в значительной степени силами государства, потому что провести техническое перевооружение ослабленные "разукрупнением" корпорации оказались не в состоянии. Поэтому в первые послевоенные годы налоги на прибыли корпораций здесь доходили до 90-94%, и эти средства государство использовало для коренной реконструкции промышленности.

Возможность тратить большие средства на реконструкции увеличивалась благодаря тому, что в 50-е гг. на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета: Потсдамские соглашения запрещали Германии вооружаться. Поэтому что те средства, которые в других странах шли на совершенствование оружия, здесь вкладывались в экспериментальные заводы и цеха, в научные исследования. В результате ФРГ оказалась впереди других стран по техническому уровню промышленности.

Во-вторых, в послевоенные годы появилась возможность развивать те невоенные отрасли производства, которые много лет подавлялись фашистским государством. Спрос на товары! этих отраслей можно было удовлетворить, но, в отличие от других стран, для этого здесь надо было построить новые заводы. Поэтому в 50-х гг. капиталовложения в промышленность в ФРГ достигали четверти национального продукта, тогда как в" Англии или США они составляли не более 17%.

Но это были временные факторы. Пока развивалась германская промышленность и насыщала накопленный спрос, пока завершалась реконструкция промышленности, в других странах шла реконструкция предприятий, внутренний рынок стал снова узким.

По мере сужения внутреннего рынка стал увеличиваться, экспорт промышленной продукции. Занимая 3-е место среди развитых капиталистических стран по промышленному производству, ФРГ занимает 2-е место по экспорту. Она вывозит товаров намного больше, чем Япония, и почти столько же, сколько вывозят США. В 1989 г. на долю ФРГ пришлось 11,4% совокупного экспорта развитых капиталистических стран, а на долю США - 12%. ФРГ вывозит больше товаров, чем Англия и Франция вместе взятые

Советский Союз вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план. Намечалось не только восстанавливать народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство планировалось вложить 250 млрд. руб.. Как и в годы индустриализации эти средства были получены за счет населения страны, главным образом крестьянства.

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров был фактически прекращен. На руках населения отложилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в отношении 10:1. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря - скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров, превратившегося в своеобразный символ военного лихолетья. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывались программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от уровня 1928 г., в 1948 г. - 59%, то в 1952 г. - уже 94%, а в 1954 г. - 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день, улучшено лечебное и санаторное обслуживание трудящихся. В 1948 - 1950 гг. около 5,5 млн. рабочих и служащих получили путевки за счет профсоюзов в санатории, профилактории и дома отдыха.

После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдался определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начался устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет обновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленными в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы,- на Урале и в Сибири.

Развитие послевоенной экономики было однобоким. Основной упор делался на развитие тяжелой индустрии, в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Капиталовложения в промышленность на 88% направлялись в машиностроение. Производство потребительских товаров увеличивалось крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. По существу не велось строительство государственного жилья - фактически правительство переложило эти заботы на плечи самих граждан.

Особенно тяжело сложились дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов. С помощью машин проводилась лишь вспашка полей и уборка зерновых - все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

Основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхоз продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц. Практически колхозники работали в колхозе бесплатно и жили за счет приусадебных участков.

В конце 40-х гг. были обложены и высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее сельское население сокращалось - крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхоз продукции.

К концу четвертой пятилетки наметился некоторый подъем жизненного уровня в городах. Стало практиковаться ежегодное снижение цен. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г., но не следует забывать, что этот уровень всего лишь равнялся 1928 г., то есть фактически роста не было.

После смерти И. В. Сталина новым руководителям страны досталось крайне тяжелое наследство. Деревня была развалена, над страной нависла угроза голода. Новый Председатель Совета Министров Г. М. Маленков заявил о том, что теперь надо увеличить выпуск потребительских товаров, направить больше капиталовложений на развитие легкой промышленности, в кратчайший срок обеспечить население достаточным количеством продуктов питания. В первую очередь надо было остановить деградацию деревни.

В 1953 г. была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства. Были значительно (в 3 - 6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии. 1953 год был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности.

Зерновая проблема в стране стояла остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны (в Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли.

Вопросы теста по теме 1945-2000гг
1.В каком году была отменена карточная система распределения товаров?

1) 1945г. 2) 1947г. 3) 1950г. 4) 1953г.

2. В каком году был восстановлен довоенный уровень промышленного производства?

1) 1945г. 2) 1947г. 3) 1948г. 4) 1950г.

3. Что такое "депортация"?

1) Выселение народов в отдаленные районы Сибири и Средней Азии

2) Оправдание необоснованно репрессированных граждан

3) Передача государственной собственности частным владельцам

4) Передача частной собственности в руки государства

4. Какое дело стало наиболее крупным проявлением репрессий в послевоенные годы?

1) "Дело врачей" 2) "Дело космополитов"

3) Отправка бывших пленных в лагеря 4) "Ленинградское дело"

5. В чем обвиняли деятелей Антифашистского еврейского комитета?

1) Сотрудничество с немцами 2) Шпионаж в пользу США

3) Борьба за создание Израиля 4) Террор против коммунистов

6. Какое дело было начато в сентябре 1952г.?

1) Дело об убийстве Кирова 2) Ленинградское дело

3) Дело космополитов 4) Дело врачей-убийц

7. Когда умер И.В.Сталин?

8. Как называлась система лагерей для политзаключенных в конце 40-х-начале 50-х гг.?

1) ГУЛАГ 2) НКВД 3) АЛЖИР 4) КГБ

9. Кто был основный претендентом на власть после смерти И.В.Сталина?

1) Н.С.Хрущев 2) Г.М.Маленков 3) Л.П.Берия 4) Г.К.Жуков

10. Кто стоял во главе СССР в период с 1957 по 1964г.?

1) Г.М. Маленков 2) Н.С.Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4) Л.П.Берия

11. Как писатель И. Эренбург назвал общественно-политическое развитие СССР в начале правления Н.С.Хрущева (1957 - 1960гг)

1) Перестройка 2) Разрядка 3) Оттепель 4) Застой

12. В чем заключалась причина неудач реформ Хрущева в области сельского хозяйства?

1) Недостаток земельных ресурсов

2) Суровые природно-климатические условия

3) Саботаж противников реформ

4) Непоследовательность и незавершенность реформ

13. Что произошло в нашей стране после ХХ съезда КПСС?

1) Отмена цензуры в средствах массовой информации

2) Возрождение культа личности

3) Введение политики гласности

4) Смягчение тоталитарного режима

14. Когда и где был запущен первый искусственный спутнок Земли?

1) 1948г. в США 2) 1957г. в СССР 3) 1961г. в СССР 4) 1958г. в США

15. Когда состоялся первый полет человека в космос?

16. Где произошло столкновение рабочих с войсками в июне 1962г.?

1) в Новочеркасске 2) в Москве 3) в Челябинске 4) в Киеве

17. Как назывались инакомыслящие люди, противники советского тоталитарного режима?

1) Предатели 2) Диссиденты 3) Бюрократы 4) Националисты

18. Кто стоял во главе СССР в период с 1964 по 1982г.?

1) Н.С.Хрущев 2) Л.И.Брежнев 3) Ю.В.Андропов 4) М.С.Горбачев

19. Кто был инициатором экономических реформ 1965-1979гг.?

1) А.Н.Косыгин 2) Л.И.Брежнев 3) М.С.Горбачев 4) Е.Т.Гайдар

20. Как называлось экономическое развитие СССР в70-е годы?

1) подъем 2) застой 3) перестройка 4) "шоковая терапия"

21. Кто пришел к власти в 1982г.?

22. Какой период получил название "Перестройка"?

1) 1982-1985гг 2) 1985-1987гг 3) 1987-1991гг 4) 1985-1991гг

23. Когда в СССР были разрешены предпринимательская деятельность и использование наемного труда?

1) 1977г. 2) 1985г. 3) 1988г. 4) 1993г.

24. Кто был первым президентом СССР?

1) М.С.Горбачев 2) Б.Н.Ельцин 3) Ю.В.Андропов 4) П.Г.Черненко

25. Кто был первым президентом Российской Федерации?

1) М.С.Горбачев 2) Б.Н.Ельцин 3) В.В.Путин 4) Ю.В.Андропов

26. Когда произошел распад СССР?

27. Что произошло в августе 1991г.?

1) распад СССР 2) попытка военного переворота ГКЧП

3) противостояние законодательной и исполнительной власти

4) вывод советских войск из Афганистана

28. Что означает термин "холодная война"?

1) военные действия за Полярным кругом

2) война без применения огнестрельного оружия

3) политическая, идеологическая конфронтация капиталистической и социалистической систем

4) экономическая блокада

29. Какое событие считается началом "холодной войны"?

1) Окончание 2 мировой войны в 1945г.

2) Карибский кризис 1962г.

3) Берлинский кризис 1948г.

4) Речь Черчилля в г.Фултоне (США) в 1946г.

30. Что такое "план Маршалла"?

1) план военной операции в Корее

2) план экономической помощи США странам Западной Европы

3) План создания НАТО

4) план нападения на СССР

31. Когда был создан Северо-Атлантический военный блок (НАТО)?

1) 1942г. 2) 1945г. 3) 1949г. 4) 1961г.

32. Когда состоялся Карибский кризис?

1) 1949г. 2) 1956г. 3) 1958г. 4) 1962г.

33. Какие годы называются периодом разрядки международной напряженности?

1) 1953-1959гг. 2) 1963-1969гг. 3) 1970-1979гг. 4) 1985-1991гг.

34. Укажите даты присутствия советских войск в Афганистане

1) 1966- 1976гг. 2) 1979 -1989гг 3) 1980 - 1991гг. 4) 1985 - 1998гг.

35. Что произошло в РФ в октябре 1993г.?

1) противостояние законодательной и исполнительной власти

2) попытка военного переворота

3) заключение соглашений в Беловежской Пуще

4) экономический кризис

36. Каковы были последствия "шоковой терапии" в начале 90-х гг.?

1) обнищание население

2) рост среднего класса

3) подъем промышленного производства

4) финансовая стабилизация

37. Когда была принята действующая Конституция РФ?

1) 1989г. 2) 1993г. 3) 1998г. 4) 2003г.

38. Когда Россия стала политическим участником НАТО?

1) 1998г. 2) 2000г. 3) 2002г. 4) 2008г.

39. Кто сейчас является президентом США?

1) Билл Клинтон 2) Хиллари Клинтон 3) Джордж Буш 4) Барак Абама

40. Кто сейчас является президентом Франции?

1) Жорж Миттеран 2) Николя Саркази 3) Шарль де Голль 4) Жорж Клемансо

41. Кто сейчас является канцлером ФРГ?

1) Герберт Коль 2) Ангела Мерхель 3) Хельмут Шредер 4) Отто фон Бисмарк


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты