28.03.2020

Многообразия стран мира и их типы. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы


Многообразие стран современного мира, их основные типы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Многообразие стран современного мира, их основные типы.
Рубрика (тематическая категория) География

БИЛЕТ 19

Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности.

Используя различные карты атласа ʼʼКлиматическая карта Россииʼʼ, ʼʼПочвы Россииʼʼ, ʼʼАгроклиматические ресурсы Россииʼʼ и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему плану: 1) Географическое положение своей местности. 2) Особенности климатических условий (тип климата͵ средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, коэффициент увлажнения - соотношение годового количества осадков к испаряемости). 3) Определите сумму температур воздуха выше +10°С (сумму активных температур) своей местности. 4) Типичные почвы своей местности. 5) Сельскохозяйственные культуры, характерные для вашей местности. 6) Вывод о влиянии агроклиматических ресурсов на развитие сельского хозяйства.

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, ᴛ.ᴇ. государства. Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинœезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США). По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима. Крупнейшими по численности населœения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония. По особенностям географического положения различают страны:

1) приморские (ᴛ.ᴇ. имеющие выход к морю) - Россия, Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.; 2) внутриконтинœентальные (ᴛ.ᴇ. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.; 3) островные (ᴛ.ᴇ. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинœея, Новая Зеландия, Фиджи и др.; 4) страны-архипелаги (ᴛ.ᴇ. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.; 5) полуостровные (ᴛ.ᴇ. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны. К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в т.ч. США, Канаду, всœе страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. К группе стран с переходным типом экономики относят всœе страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), всœе страны Восточной Европы (к примеру, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию. Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (всœе страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всœего на монархии и республики. Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.
Размещено на реф.рф
Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.

2) Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

Главными причинами слабого использования гигантского природно-ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока являются:

1) экстремальные климатические условия на большей части территории этих двух регионов; 2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от главных экономически развитых регионов страны, большие транспортные издержки на ввоз и вывоз товаров; 3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог; 4) слабая освоенность территории и малая плотность населœения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2); 5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населœения из этих регионов; 6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов; 7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров народного потребления и продовольствия.

Многообразие стран современного мира, их основные типы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Многообразие стран современного мира, их основные типы." 2017, 2018.




Основные направления современного этапа: 1. Возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств Азии (40-50 гг. ХХ века); 2.Образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70 гг. ХХ века); Крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90 гг. ХХ века).


Количественные Изменения на ПК Качественные Присоединение земель. Территориальные потери или завоевания. Объединение или распад государств Присоединение земель. Территориальные потери или завоевания. Объединение или распад государств Смена исторических формаций Приобретение страной суверенитета Образование международных союзов Изменение форм госуд. устройства Смена исторических формаций Приобретение страной суверенитета Образование международных союзов Изменение форм госуд. устройства










НазваниеПлощадь, тыс. км 2 Площадь суши, тыс. км 2 Плотност ь населени я, чел/км 2 Длина сухопутн ых границ, км Длина берегово й линии, км Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, * Судан, самых больших по площади


НазваниеПлощадь, км 2 Население, 2000 г., тыс. чел. Плотность населения, чел/км 2 Ватикан0,440, Монако Науру Тувалу Сан-Марино Лихтенштейн Маршалловы о-ва Сент-Китс и Невис Мальдивы Гренада






Страна Население (тыс. чел.) Часть света Китай,3Азия Индия,1Азия США,9 Северная Америка Индонезия,9Азия Бразилия,6Южная Америка Российская Федерация,2Европа Пакистан,6Азия Бангладеш,9Азия Япония,7Азия Нигерия,6Африка Крупнейшие страны по численности населения


Особенности географическое положение стран ПриморскиеПолуостров- ные Островные и страны- архипелаги Внутриконти- нентальные Мексика Панама Венесуэла Франция Болгария Турция ЮАР Испания Индия Норвегия Швеция Италия Греция Сомали Япония Шри-Ланка Куба Индонезия Ирландия Исландия Филиппины Монголия Лаос Непал Ботсвана Замбия Чад Боливия


Типология по национальному составу. Однонациональные: в составе населения в значительной степени преобладают представители одной нации (Германия, Япония, Швеция) Двунациональные: Канада, Бельгия Многонациональные: проживают люди разных наций и народностей (Индия, США, Россия, Испания)


Типология стран по уровню социально-экономического развития При таком делении учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень эконимического развития, уровень жизни населени ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения- основной показатель.


Показатель ВВП на душу Легенда ВВП в $ на душу -более ниже 500 нет сведений или территория незаселена Среднемировой на душу.




Экономически развитые страны Страны «большой семерки». Экономическ высокоразви- тые страны Западной Европы Страны «пере- селенческого капитализма». Страны с переходной экономикой. США Япония Германия Франция Италия Канада Великобри тания Австрия Дания Швейцария Бельгия Норвегия Испания Португалия Нидерланды Канада Австралия Новая Зеландия ЮАР Израиль Страны СНГ Страны Восточной Европы Монголия Китай


Развивающиеся страны «Ключевые»Новые индустриаль ные (НИС) Нефтеэкспор тирующие Отстающие в своем развитии Наименее развитые Лидеры «третьего мира» в экономике и политике Уровень развития резко повысился за счет иностранных инвестиций Формируют свой капитал за счет притока «нефтедолла ров» Отсталая экономика, ориентирован ная на экспорт сырья. Преобладает потребительс кое с/х, плохо развита обрабатываю щая промышленн ость Индия Мексика Бразилия Юж. Корея Гонконг Сингапур Малайзия Таиланд Саудовская Аравия Кувейт Катар ОАЭ Колумбия Боливия Замбия Либерия Эквадор Бангладеш Афганистан Йемен Мали Чад Место государств по индексу человеческого развития (ИЧР) г.1998 г.2002 г. 1.Канада 1. Норвегия 2. Швейцария2. Норвегия2. Швеция 3. Япония3. США3. Канада 4. Швеция4. Япония4. Бельгия 5. Норвегия5. Бельгия5. Австралия 6. Франция6. Швеция6. США 7. Австралия 7. Исландия 8. США8. Нидерланды 9. Нидерланды9. Исландия9. Япония 10. Великобритания 10. Финляндия 34. Россия71. Россия60. Россия


Россия заняла 62 место, Беларусь - 67, Украина - 78, Казахстан - 80, Армения - 83, Туркменистан - 97, Грузия - 100, Азербайджан - 101, Кыргызстан - 109, Узбекистан - 111, Таджикистан место. В пятерку государств с самым высоким уровнем ИЧР вошли Норвегия, Исландия, Австралия, Люксембург и Канада. В списке 57 развитых стран преобладают государства-участники и кандидаты в Евросоюз. В числе пяти государств с самым низком уровнем ИЧР вошли Чад, Мали, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и Нигер. Для расчета индекса ИЧР эксперты ООН использовали три показателя: продолжительность и качество жизни населения, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность детей в образовательный процесс, уровень доходов населения и ВВП государства.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

10 класс (профильный уровень)

Урок разработан

Учителем географии МБОУ СОШ №1

Ст.Каневской Краснодарского края

А.В.Макаренко

Макаренко Ангелина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ№1

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

10 класс (география, профильный уровень)

Цель урока : формирование представления о современной политической

Карте мира

Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран

Современного мира;

Выяснить основные критерии классификации стран мира;

Дать понятие «суверенное государство», «валовый

Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

Продолжить формирование навыков работы с различными

Источниками географической информации и контурными

Картами;

Выяснить значение политико-географического

Положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока : изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала .

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

  1. Экономически развитые
  2. Развивающиеся

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

  1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
  2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
  3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
  4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

Подгруппы развивающихся стран:

  1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
  2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
  3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
  4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
  5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
  6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

Семерки» на контурных картах.

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

  1. По площади территории
  2. По численности населения
  3. По особенностям ГП
  4. По уровню социально-экономического развития

II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1) около 150

2) около 230

3) около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1) Австралия

2) Египет

3) США

4) Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2) Италия и ФРГ

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III. Домашнее задание.

Стр.9-14

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

мира (микрогосударства)

Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

(1-3 учащихся по желанию)


Главным объектом политической карты мира является государство.

В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 – суверенные государства.

Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории:

  1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)
  2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)
  3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

Группировка стран по численности населения:

  1. Страны – гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.
  2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.
  3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

Группировка стран по географическому положению:

  1. Приморские страны
  2. Полуостровные
  3. Островные
  4. Архипелаги
  5. Внутриконтинентальные

В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

  1. Развитые
  2. Развивающиеся

Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

ВВП рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

  1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия). На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.
  2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция). Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.
  3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия). Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.
  4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

  1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия). Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.
  2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).
  3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд). Данные страны в 1970-1980 – е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».
  4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней). Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.
  5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии). Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.
  6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала). Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

Также выделяют страны с переходной экономикой : страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни , грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе – Австралии.

Деление стран по их специализации:

  1. Морские извозчики (Греция, Норвегия, Панама)
  2. Страны-экспортеры минерального сырья (Замбия, Науру, Ямайка)
  3. Страны зависимого плантационного хозяйства или «банановые республики» (Сальвадор, Коста-Рика)
  4. Страны-отели (Либерия, Мальта)

Все вышеприведенные примеры дают представление о существенном разнообразии стран современного мира.

§ 1. Многообразие стран современного мира, их основные типы. 1

Политическая карта мира (ПК) –

- «не застывающая картинка», она меняется в результате развития международных отношений

- географическая карта земного шара, на которой показаны все страны мира

Гл. объекты ПК –

страны, территории и их границы.

В мире : стран и территорий - ___

Суверенное гос-во - _____________________________________

______________

1900 г. - ___ , 1939 г. - ____, 2007 г . - _____ страны (½ в

+ несамоуправляющиеся территории

(колонии, протектораты)

Классификация стран (группировки)

I По размерам территории (S)

§ крупнейшие (б> 3 млн. км²):

2. Канада ≈ 10

3. Китай – 9,6

4. США – 9,4

5. Бразилия – 8,5

6. Австралия – 7,7

7. Индия – 3,3

§ крупные (1- 3 млн. км²):

(Арг., Судан, _______________________)

§ средние и небольшие

(ФРГ, Польша, _____________________)

§ микрогосударства, м>1 тыс. км²:

(Андорра, Монако, _________________)

II По численности

§ б> 100 млн чел. – 3/5 мира

1. Китай – б> 1,3 млрд.

2. Индия – 1,1 млрд.

3. США – 300 млн.

4. Индонезия – 232

5. Бразилия – 188

6. Пакистан – 162

7. Бангладеш – 147

8. Россия – 141

9. Нигерия – 132

10. Япония – 127,5

§ средние - м> 100 млн чел (Вел., Швеция, ______________________

§ малые - м> 100 тыс. чел. (Сан-Марино ,_________________________

III По географическому положению (ГП)

стр.- архипелаги

островные

полуостровные

пр. приморские

не имеющие выхода к морю

(внутриконтинентальные) (42 стр.)

Филиппины, Япония, …

Ирландия, Куба, …

Индия, Италия, ….

Бразилия, Сенегал, …

Афганистан, Словакия, …

Критерий : ВВП (валовой внутренний продукт) - _________________________________________________________

_________

ИЧР (индекс человеческого развития) - ! Исл., Норв.(0,968), Австралия (0,962), Канада (0,961), Ирл. (0,959), Швеция (0,956), Швейцар. (0, 955), Яп., Нидерл.(0,953), Фр., Финл.(0,952), США (0,951), Исп., Дания (0,949), Австрия (0,948) / РФ(0,802, 67м/м)- 2005г.

1. экономически развитые страны (ЭРС ) - 40 стр.

«большая 7 » стран Запада

менее крупные страны

Зап. Европы

внеевропейские страны

(стр. «переселенческого капитализма»)

новые индустриальные страны (НИС) , формируется (с 1997 г.)

отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности: __% мирового ВП и пром. пр-ва, __-% С/Х прод., _______ тыс. долл. на душу

имеют высокий показатель ВВП на душу, играют важную роль а мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика

выделены исключительно по историческому признаку, явл. бывшими переселенческими колониями Великобритании

«азиатские тигры», 1-й эшелон: страны, резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного пр-ва на основе иностр. инвестиций, ! ВВП

Нидерланды, Австрия, Исп.,…..

+ Израиль

* Граница между ЭРС и РС проходит по рубежу 6000$ на душу нас .

2. развивающие страны (РС ) ≈ ___ стр. и территорий, ___

ключевые страны

стр., достигшие относит. высокого уровня соц.- экономич. развития

новые индустриальные страны (НИС)

нефте- экспорти-рующие страны

«классические» РС, отстающие в своем развитии

наименее развитые страны

≈ 50 стр., с ____ млн.

«четвертый мир»

лидеры «третьего мира» в экономике и политике, но низкий ВВП на душу

стр. 2-го эшелона, «азиатские драконы»

стр., формирую-щие свой капитал за счет притока «нефтедол-ларов», _____ $

стр., с преобладанием многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного С/Х и транспортных услуг,

м> __ тыс. $

с преобладанием в экономике потребительского С/Х и практически полным отсутствием обрабатывающей промышл., _____________$

! Лат. Америка

! Персидский з-в:

! Аф.

3. страны, с переходной экономикой

образованы в начале 90-х гг. в рез-те перехода к рыночной экономике

15 респ. в составе СССР

12 респ. Центрально-Вост. Евр. + Монголия

4. Одновременно в десятку крупнейших по населению и в семерку крупнейших по S входит:

Австралия / Бангладеш / Бразилия / Япония

5. Соотнеси: страна – часть света, где она расположена

1) Руанда А - Европа

2) Ботсвана Б - Азия

3) Гайана В - Африка

4) Доминика Г - Америка

5) Вануату Д – Австралия и Океания

8) Македония

10) Грузия

6. В списке подчеркните страны, расположенные в Африке, Америке, Евразии : Эквадор, Гвинея, Малайзия, Пакистан, Мексика, Дания, Вьетнам, Алжир, Чад, Сингапур, Гватемала, Катар, Габон, Греция, Тунис, Аргентина, Малави, Чехия, Лаос, Австралия, Казахстан

7. Назовите страны, не имеющие выхода к морю: Уганда, Замбия, Фиджи, Иран, Казахстан, Парагвай, Хорватия, Словения, Мьянма, Камерун, Боливия

8. Какой остров на земном шаре явл. самым крупным и какому гос-ву он принадлежит? _________________

9. Австралия, Бразилия, Канада, Китай, РФ, США входят в группу стран: а) самых больших по S б) ЭРС

1. Что такое граница? а) линия на карте б) линия, где кончается одно суверенное гос-во и начинается другое в) линия, препятствующая свободному передвижению населения между гос-вами г) установленные по соглашению с соседними гос-вами линии, определяющие пределы государственной территории

2. Что такое политико-географическое положение (ПГП)? а) место на политической карте мира б) отношения с

соседними гос-вами в данное время в конфликте

в) место на политической карте мира, связь с другими гос -

вами и международными союзами

3. Примерное число независимых государств в мире:

а) больше 250 б) меньше 250, но больше 220

в) меньше 220, но больше 180 г) меньше 180

в) РС г) с наибольшей численностью населения

10. Выделите регион, где преобладают ЭРС :

Зап. Европа / Азия / Вост. Евр. / Аф.

11. Германия, Канада, США, Франция, Швеция, Япония входят в группу стран: а) самых больших по S б) ЭРС в) РС

г) с наибольшей численностью населения

12. По ГП - Великобр., Исландия, Куба, Мальта, Шри-Ланка , Яп. относятся к странам: а) приморским б) полуостровным

в) стр. - архипелагам и островным

13. Распределите страны по особенностям ГП:

1) Ангола _ 2) Великобр. __ 3) Вьетнам __ 4) Гондурас __ 5) Доминика __ 6) Израиль __ 7) Ливия __ 8) Литва __9) Мальдивы __10) Мальта __ 11) Мозамбик __ 12) Оман __ 13) Уругвай __14) Филиппины __ 15) Финл.__ 16) Фр. __17) Чили __ 18) Швеция __ 19) Шри-Ланка__ 20) Ямайка __ а) атлантические б) балтийские в) ИО г) карибские д) Средиземноморские е) ТО 1

§ 2. Формирование ПК. Влияние международных отношений на ПК. 2

1. ПК – это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию:

ü об истории формирования политических систем и государств;

ü о соотношении государств в современном мире;

ü о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству;

ü о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие.

2. Сдвиги (изменения) на политической карте мира

количественные

качественные

· присоединение вновь открытых земель (в прошлом);

· территориальные приобретения или потери вследствие войн;

· объединение или распад государств;

· добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;

· отвоевание суши у моря (намыв территории).

· историческая смена общественно экономических формаций ;

· приобретение страной политического суверенитета;

· введение новых форм государственного устройства;

· образование межгосударственных политических союзов и организаций;

· появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;

· изменение название стран и их столиц.

Переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству стран

? международного терроризма

? нераспространения ядерного оружия

(США, СССР, Вел., Фр., Кит.)

? предотвращения локальных территориальных конфликтов

* Укажите вариант, в котором перечислены государства, появившиеся на карте мира в конце XX века:

а) Пакистан, Словакия и Нигер;

б) ФРГ, Кот-д’Ивуар и Украина;

в) Казахстан, Того и Руанда;

г) Эритрея, Чехия и Хорватия.

страны

изменения на политической карте мира

ГДР и ФРГ, 1991

объединение Германии

СССР, СНГ

распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.

Югославия

распад Югославии и образов. суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все гос-ва, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.

Чехословакия

разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.

преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС

получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН

присоединение к ЕС Швец., Финл., Австр.

Народно-Демократич. Респ. Йемен и Йеменская Араб-ская Респ. , 1990

объединение республик и провозглашение Йеменской республики

Камбоджа

изменение республиканской формы правления на монархическую

Сянган (Гонконг)

возвращ. Китаю ("одна страна, два строя")

Намибия 1990

провозглашение независимости

отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости

Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова, 1991

получили независимость и были приняты в ООН

Республика Палау, 1994

вышла из Микронезии, получила независимость

Восточный Тимор

бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

3. Этапы формирования ПК: Важнейшие изменения на ПК в 90-ых годах ХХ - начале XXI вв.:

5. ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

· МВФ (Международный валютный фонд),

· МБРР - Международный банк реконструкции и развития.


1. Выберите единственное верное утверждение: а) ПК мира очень консервативна и медленно развивается б) в состав территории государства входят суши и территориальные воды в) большинство стран Африки стали независимыми еще до начала Второй мировой войны г) современный этап развития ПК мира принято называть новым

2. Какие из периодов развития ПК названы неправильно: а) античный б) раннее Средневековье в) средневековый г) новый г) новейший

3. Противостояние каких супердержав определяло мировую политику и экономику во 2-й половине 20 в.? _____________________

4. В какой межд. организации больше всего стран-членов? _____

5. НАТО : а) военный блок стран б) политический блок стран в) военно-политический блок стран г) миролюбивый блок стран

6. Региональный конфликт : а) столкновение мнений

б) пограничный или религиозно-этнические споры

в) вхождение в различные международные организации

г) желание иметь то, что вам не принадлежит

7. Какое из перечисленных изменений на ПК носит

качественный характер? а) объединение Германии б) открытие новых островов и их присоединение к государству в) вступление страны в политический союз и выход из него г) насильственное присоединение Восточного Тимора к Индонезии после того, как Португалия предоставила ему независимость

8. Какое изменение на ПК носит количественный характер?

а) предоставление независимости бывшей колонии б) разделение Чехословакии на два государства – Чехию и Словакию в) вступление новых членов в Европейский Союз г) развязывание войны между государств ами

Страны, не имеющие выхода к морю

Наименее развитые страны

§ 3. Государственный строй стран мира. 3

I Основные формы правления:

1. Р …………………………..… - форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту , а исполнительная - правительству ; высшие органы гос. власти избираются. (4/5 стр.)

* Социалистические респ. - ________________________________________

2. М…………………… - форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. * Искл: – Малайзия и ОАЭ , где монарх избирается на 5 лет. (30 стр.) ? ? ?

! конституционная

абсолютная

теократическая

власть монарха ограничена конституцией, реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исп. – правительству; монарх «царствует, но не правит».

власть монарха не ограничена, правительство ответственно только перед монархом

во главе гос-ва – духовное лицо (Папа Римский)

Великобрит., Яп., Нидерл., Швеция, Бельгия

(! р-н Персидского з-ва) ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман

Ватикан 1 Саудовская Аравия , Бруней

Монархии на карте: А – Андорра, Б – Бутан, В – конечно, Ватикан. К букве Б вернись скорей – Бельгия, Бахрейн, Бруней. В – Великая Британия, А на Д, конечно, Дания. Иорданию на И И Испанию смотри. К – Камбоджа, дальше в путь – Кувейт, Катар не забудь. Лупу ты теперь бери, Люксембург с ней отыщи, Лихтенштейн, на М – Монако И Малайзия, однако. В Африке Марокко есть: Апельсинов там не счесть. Хоть на карте очень мал, Высоко лежит Непал, А голландцы Нидерланды Сохраняют, строя дамбы. За Норвегией черед Буквы О теперь идет.

ОАЭ, затем Оман, С – союз арабских стран, Что названия хранят В честь Сауда короля. Омывает океан Тонга и Таиланд (Сиам); Мореплаватель великий Океан назвал тот Тихий. Ну а в Швецию волна Из Атлантики пришла. Знают все, что у японцев Главный символ – это солнце, Что в Японии живет Долгожителей народ. Мы дошли до буквы Я: Пройдет алфавит , друзья.

Монархии Европы: АНгел БЕЛый МОНастырем ВАТИКАНским Ведал; ЛИХие НИДЕРЛАНДцы и ДАже ИСПАНцы на НОмер ЛЮКС и ШВЕДский стол шансов не имели.

3. Особую форму правления имеют гос-ва, входящие в состав Содружества , возглавляемого Великобританией (образовано в 1931 г.). В него входят бывшие доминионы и колонии Великобритании во всех частях света (53 стр.): Вел., Кан., Австралия, Н. Зеландии, Индия, Нигерия, Бангладеш, Кения, Замбия, Мозамбик. (S = 31 млн. км ², = 2 млрд. чел.) 4. Ливия – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (народовластие)

Страна

Тип монархии

Европа

княжество (КМ)

королевство (КМ)

папство (АТМ)

Великобритан.

королевство (ПМ)

королевство (КМ)

королевство (КМ)

Лихтенштейн

княжество (КМ)

Люксембург

великое герцогство (КМ)

княжество (КМ)

Нидерланды

королевство (КМ)

Норвегия

королевство (КМ)

королевство (КМ)

Азия

эмират (КМ)

королевство (КМ)

королевство (КМ)

наследственный эмират (КМ)

Малайзия

султанат (ОМ)

империя (КМ)

королевство (ОМ)

Иордания

королевство (КМ)

эмират (АМ)

эмират (ОМ)

султанат (АМ)

султанат (АТМ)

Саудовская Аравия

королевство (АТМ)

Камбоджа

королевство (КМ)

Африка

королевство (КМ)

королевство (КМ)

Свазиленд

королевство (АМ)

королевство

КМ - конституционная ПМ - парламентская
ОМ - ограниченная АМ - абсолютная
АТМ - абсолютная теократическая монархия


II Основные формы государственного территориального устройства:

Унитарное гос-во

Федерация

Конфедерация

Прочие

Единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета.

Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность.

форма объединения независимых государств для достижения ограниченных целей

Содружество - более аморфное, чем конфедерация , объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства.

Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации.

территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся образований

территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся образования

в стране единая конституция и система органов власти, административные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству и обладают только исполнительной властью

федеративные единицы, наряду с едиными (федеральными), имеют собственную конституцию и органы власти: законодательные и исполнительные

Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет

24 страны

Швейцария (союз суверенных гос. или независимых кантонов.

23 кантона, 3 из них разделены на полукантоны

Колония - зависимая территория без самостоятельной политической и экономической власти, владение иного государства. Образование колоний - основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий). Например: Великобритании : Северная Ирландия, Гибралтар, Каймановы о-ва, Фолклендские о-ва (Оспариваются Аргентиной), Дании: Фарерские о-ва,Гренландия Португалии : Мадейра, Азорские о-ва Испании: Балеарские о-ва, Канарские о-ва Нидерландов : Аруба, Реюньон (заморск. департамент), Майотта (заморск. территория),Гваделупа (заморск. департамент), Мартиника (заморск. департамент),

Французская Гвиана (заморский департамент), Французская Полинезия (заморская страна) США: Пуэрто-Рико, Гуантанамо на Кубе, Виргинские о-ва США, Гуам, Северные Марианские острова, Внешние малые о-ва, Американское Самоа Новой Зеландии : о-ва Кука, Ниуэ, Токелау Норвегии: арх. Шпицберген (Свальбард) и о-в Медвежий (Ян-Майен), о-в Буве Финляндии: Аландские о-ва

1. Федеративными преимущественно являются гос-ва: однонациональные / многонациональные?

2. Европейское микрогосударство – республика: Лихтенштейн / Науру / Сан-Марино / Македония

3. У какой страны гос. гимн начинается со слов: «Боже, храни королеву»? _____________

4. На гербе какой страны есть лента с надписью «От моря до моря»? Австралия / Канада / Россия / США

5. Соотнеси:

Австралия __ Непал __ А – абс. монархия

Бразилия __ Оман __ Б – конституц. монархия

Бруней __ Португалия __

Ватикан __ Россия __ В – теокр. монархия

Греция __ Саудовская Аравия __

Канада __ США __

Кувейт __ Финляндия __

Люксембург __ Франция __ Г – унитарн. респ.

Малайзия __ Швеция __ Д – федеративн. респ.

Марокко __ Япония __

6. Укажите верное утверждение:

а) монархий в мире больше, чем унитарных гос-тв

б) унитарных гос-тв в мире больше, чем федераций

в) федераций в мире больше, чем республик

г) республик в мире больше, чем монархий

7. Франция, как и ФРГ, имеет ___________________

форму правления, но отличается от нее _____________________ государственным устройством.

8. Найди «лишнюю» страну: Нидерланды, Польша,

Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили (критерий стран - ___________________________)

9. Парламентскими обычно бывают …. республики: унитарные / федеративные.

§ 4. Политическая география. 4


Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего, соседними странами.

(В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства.)

2. Географическая среда - __________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

ü как среда обитания и жизнедеятельности

ü как источник ресурсов для развития пр-ва

ü как территория для размещения производительных сил

ü как целостная экологическая система

Необходимое условие жизни и деят. общ-ва

3 . 20 в. - — давление

природные антропогенные – 60% S

ландшафты _____________________

_____________________

4. «обмен веществ» 1 П _ Э?

истощение ПР загрязнение (? рационального природопользования) окружающей среды

5. ПР (природные ресурсы) компоненты природы,

используемые в хозяйственной деятельности .

виды

? истощения и неравномерности размещения

6. Ресурсообеспеченность -- _____________________________________________________________________

З З _____________________________________________________________________________

Д _____________________________________________________________________________

1. Экономические ресурсы ПР, вовлеченные в общественное производство и многократно в

нем преобразованные.

1. Природные ресурсы – это:

а) сырье для энергетики и металлургии

б) все виды природных богатств, которые человек использует в производстве

в) ресурсы, обеспечивающие потребность населения в древесине

г) ресурсы, благодаря которым создаются зоны отдыха

2. Природные ресурсы – это:

а) сырьевые материалы, вовлеченные в производство и многократно в них преобразованные

б) различные виды сырья

в) разнообразные дары (богатства) природы, используемые в хозяйственной деятельности человека

г) все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества и влияющее на его хозяйственную деятельность

3. Экономические ресурсы – это:

а) разнообразные дары природы, используемые в хозяйственной деятельности человека

б) все разнообразие природной среды на планете, влияющее на его хозяйственную деятельность

в) сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные

г) различные виды минерального сырья

4. Какое определение раскрывает сущность природных условий:

а) все, что используется в хозяйственной деятельности населения б) сырья для различных отраслей промышленности в) качества окружающей среды, создающие условия для жизни и деятельности населения, влияющие на его размещение г) преобразованные человеком ресурсы, используемые в сложных отраслях производства

5. Что такое ресурсообеспеченность?

а) обеспеченность ресурсами, позволяющая не заботиться об их охране

б) возможность развивать многоотраслевую промышленность

в) количество ресурсов на единицу произведено продукции

г) соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования

6. Сгруппируйте следующие ресурсы:

а) энергия ветра б) урановое сырье в) нефть и газ г) лесные ресурсы д) биологические ресурсы Мирового океана е) геотермальная энергия ж) почвенные ресурсы – по их видам: 1. невозобновимые ____ 2. возобновимые ___ 3. неисчерпаемые__

7. Расположите перечисленные ниже природные ресурсы в порядке очередности их освоения человеком от древности до наших дней:

а) ресурсы Мирового океана б) минеральные ресурсы в) земельные ресурсы г) все виды природных ресурсов д) биологические ресурсы (плоды, животные..)

8. Почему человечество в ближайшие годы может столкнуться с нехваткой сырья? а) недостаточно изучены ресурсы Земли б) запасы полезных ископаемых ограничены в) усложняются условия добычи пол. ископаемых г) потребление ресурсов растет быстрее, чем их добыча

9. Неравномерное размещение природных ресурсов способствует: … а) экономическим трудностям отдельных стран б) развитию морского и Ж/Д транспорта в) углублению международного разделения труда г) появлению международных банков

10. Сохранение и восстановление экологического равновесия на Земле связано в первую очередь с отношениями в системе:

а) человек – общество б) человек – природа в) мировой безопасности г) космической связи


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты