17.11.2023

Эволюция экономической теории. Эволюция предмета экономической теории Эволюция предмета экономической теории основные теоретические школы


На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

Все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

Научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

"Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

2. Основные этапы развития экономической теории

3. Экономические системы и их сущность.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:

Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

организационные формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

Конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - в первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.

Отличительными чертами рыночной экономики со свободной конкуренцией являлись:

Частная собственность на инвестиционные ресурсы;

рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок к возникновению чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности - не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития человеческого фактора - главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора направления развития стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационный (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

4. Методология экономической теории.

В развитии экономической теории можно выделить три течения, среди которых основное (mainstream ) и его этапы (рис. 1.4).

I этап. Экономическая теория возникла еще в античном обществе как экономия - наука о домашнем хозяйстве. В этот период осуществлялись накопление и обобщение опыта хозяйственной деятельности и подготовительная работа к формированию экономической науки.

II этап (последняя треть XVII - конец XIX в.) связан с развитием европейской цивилизации и возникновением экономической науки, получившей название политической экономии, трактуемой как наука о ведении государственного хозяйства. Этот термин ввел в оборот в 1615 г. французский государственный деятель, писатель А Монкре- тьен (1576-1621) в работе «Трактат по политической экономии».

Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. Одна из первых школ этого этапа - меркантилисты. Они акцентировали внимание на исследовании сферы обращения и рассматривали политэкономию как науку о торговом балансе.

Рис. 1.4.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого - власть природы), основателем которого явился Франсуа Кенэ (1694- 1774). Источник богатства физиократы видели в производстве, под которым понимали только сельское хозяйство.

На этом же этапе развивается классическая экономическая школа, связанная с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов. В 1776 г. вышла книга Адама Смита «Исследование о причинах и природе богатства народов».

Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз: laissez-faire, т.е. позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, ограничить сковывающие регламентации и вмешательство государства в экономическую жизнь.

III этап (1890-1930-е гг.) характеризуется маржиналистской революцией и развитием неоклассической школы. Центр тяжести в теоретических изысканиях переносится с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии сменяется количественным анализом экономики {economics). Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получает математический, графический, модельный аппарат. Во главе этого направления стоял английский экономист Альфред Маршалл , опубликовавший в 1890 г. свой труд Principles of economics, который открыл новую эру в развитии экономической теории. В конце XIX в. экономическая теория называлась также теорией цены, или теорией фирмы.

IV этап (начало 1930-х - начало 1970-х гг.) характерен тем, что предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику. Возникновение макроэкономики связывают с творчеством выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса и, прежде всего, с выходом в свет его знаменитого труда «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

V этап (начало 1970-х гг. - настоящее время) характеризуется переходом кмонетаризму, основателем которого считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. Монетаризм - это макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.

Данные пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или mainstream. Теория «основного течения» разрабатывалась и разрабатывается в высокоразвитых странах мира, т.е. она описывает в основном «экономику центра».

«Экономика периферии» далеко не всегда и во всем соответствует моделям, описываемым теориями mainstream. Именно поэтому стали возникать альтернативные теории, прежде всего, теории марксизма. Карл Маркс доказывал, что единственным фактором создания благ является труд, а значит - единственным создателем всего богатства является рабочая сила и ее конкретный носитель - пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма - «экспроприация экспроприаторов», т.е. ликвидация класса предпринимателей и собственников капитала. Марксистская политическая экономия - это наука о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. До 1991 г. марксистская политическая экономия являлась вторым по влиятельности экономическим учением в мире.

Наряду с основным течением и марксизмом существует и третье течение, которое представляет собой совокупность институциональных теорий, истоки которых связаны с немецкой исторической школой и именами выдающихся ученых-экономистов: Т. Веблена,

Дж. Коммонса и У. Митчелла. Институциональная экономика - это наука, изучающая экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов.

Представленная классификация эволюции различных экономических школ достаточно упрощена, но, тем не менее, она дает представление о трех основных течениях в экономической теории и формировании предмета экономической теории.

Происхождение слова "экономия" берет начало от "ойкономиа" ("ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - правило, закон) и вначале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, философ и экономист, исследует основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.п.

Впервые термин "политическая экономия" ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опубликовал в 1615 г. сочинение "Трактат политической экономии", которое дало название целой науке. Политическая экономия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм. Сущность меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения, т.е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Англия в XVII с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в эволюции экономической мысли весьма велика, что позволяет причислить его к одному из родоначальников классической политической экономии.

Во Франции XVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильберга были весьма важным опытом формирования классической политической экономии. Буагильбер, изучая причины экономического роста общества, заметил, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль, поддерживающие процесс реализации и потребительский спрос. Именно такие цены, по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

Представляется очень трудным определить точное авторство идеи, сохранившей свою актуальность на столетия: "Предоставьте (людям) делать свои дела, предоставьте (делам) идти своим ходом".

Шотландец Джон Ло, называемый "отцом инфляции", считал, что основным критерием экономического благополучия государства является большое количество денег в стране. По его мнению, большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилучшего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое процветание. Дж. Ло принадлежит идея централизации капиталов. Если вспомнить, что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в середине XIX в., то становится понятным, что Ло опередил свое время примерно на 150 лет.

Школой физиократов представлена французская экономическая мысль XVIII в. Термин "физиократы" образован от греческих слов и дословно означает "власть природы". Наиболее яркими представителями этой экономической школы являются Франсуа Кенэ и Анн Тюрго.

Физиократы перенесли основной акцент исследования (в отличие от меркантилистов) непосредственно на производство. Сам термин "воспроизводство" был впервые использован Кенэ. Это был период, когда Франции, по словам Вольтера, наскучили стихи, комедии, трагедии, романы, богословские диспуты и страна принялась размышлять о хлебе

Блестящим достижением Ф.Кенэ было создание "Экономической таблицы". В этой таблице автор проводит идею процесса воспроизводства и реализации как непрерывного процесса при условии существования определенных экономических пропорций в рамках сформулированной им классовой стратификации общества, а именно между классами: производительным, собственников и так называемым бесплодным. Идеи Кенэ в XX в. стали одной из теоретических основ формирования межотраслевых балансов "затраты - выпуск", которые позволяют проанализировать производство и распределение совокупного общественного продукта.

А.Тюрго, французский экономист, продолжил развитие теории физиократической школы. Он сформулировал понимание физиократами производство чистого продукта как результата особой производительности труда, занятого в земледелии.

Англия XVIII в. представлена в рассматриваемой эволюции блестящим теоретиком, основоположником классической школы в экономической науке Адамом Смитом. Основное сочинение А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" издано в 1776 г.

Проведенный А.Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия "хомо экономикус" - "экономический человек". А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является личный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами личной экономической активности, иначе говоря, работая и участвуя в процессе разделения труда. Преследуя личные интересы, люди удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества, таким образом, возможно только на пути индивидуального благополучия, а личный интерес, ведущий к достижению этого благополучия, настолько мощный стимул, что может преодолеть сотни препятствий. Отдельный человек, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению своего интереса, и в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, человек часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это. Под "невидимой рукой" Смит понимал стихийное действие объективных законов экономики. Эти законы действуют помимо, а зачастую и против воли человека. Порядок свободного проявления и эффективного удовлетворения личного экономического интереса называется по Смиту естественным порядком. Основой экономического учения А.Смита был принцип свободной конкуренции. Только при свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Политика свободной конкуренции или естественной свободы по А.Смиту была фундаментально обоснована в его теории и включала следующие элементы:

  • - свободное движение рабочей силы;
  • - свободная торговля землей;
  • - отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли;
  • - свобода внешней торговли.

Экономическая политика многих стран через столетия испытала на практике теорию А.Смита, добившись больших успехов в экономической развитии. В реальной жизни ведь так просто и так одновременно трудно создать условия, при которых могла бы воплотиться его мысль: для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении - все остальное сделает естественный ход вещей.

Виднейшим представителем английской классической политической экономии стал Давид Рикардо, опубликовавший свои работы в начале XIX в. Отличительной чертой его научной системы стало признание закона стоимости (ценности) фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии.

Д.Рикардо считал сферу производства источником ценности и доходов и в своей концепции распределения показал динамизм экономической жизни. Капитализм является абсолютно рациональной системой производства, а норма прибыли - стимулом капиталистической динамики.

Д.Рикардо анализировал количественные показатели и связи при капитализме, являющемся символом экономического прогресса.

Социалисты-утописты. Определенным этапом эволюции экономической теории стали сочинения швейцарского экономиста XIX в. Жана Симонда де Сисмонди. Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В трактовке Сисмонди политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека. Сисмонди дал свое объяснение термина "пролетариат", несколько иное по сравнению с содержанием его в древнеримский период, обозначившим низшие, неимущие, деклассированные слои общества.

Идею создания будущего общества выдвинули социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон, Шарль Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Великобритания). Они также критиковали капиталистическую систему и считали ее преходящей. Социалисты-утописты выступили с требованиями реорганизации производства, распределения и потребления. Общественную систему, призванную заменить существовавшую, Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье - гармонией, а Оуэн - коммунизмом. Теоретики общества будущего исходили из необходимости исчезновения частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, установления, по их мнению, справедливой социальной системы. Однако они были против политической борьбы и революций, полагая, что проектируемое ими общество можно создать путем распространения идей социальной справедливости, поэтому их назвали утопистами.

К.Маркс и Ф.Энгельс в XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, жестко детерминированных причинах смены формаций, определяющих, с их точки зрения, содержание исторического процесса. В марксистской концепции продолжено исследование трудовой теории стоимости (ценности), начало, которому было положено У.Петти и Д.Рикардо. Также была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по проблемам противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости (ценности) как закона движения товарного производства. Маркс дал свой анализ эволюции формы стоимости (ценности) понимания им различия между стоимостью и меновой стоимостью, ввел понятие прибавочной стоимости и показал каналы ее присвоения в капиталистическом обществе и поэтому был уверен в неизбежной гибели капитализма.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности или маржинализма (от английского marginal - предельный). Теория маржинализма - это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Каждый субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в данной теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.

Классиками теории маржинализма являлись экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бам-Баверк.

Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства. Новое направление экономической теории, получившее название неоклассического, в основном было сформулировано в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла. Его главная работа "Принцип политической экономии" вышла в 1890 г. (современный перевод - "Принципы экономической науки". М., 1993).

В экономической теории неоклассического направления было сформулировано положение о том, что спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования. А.Маршалл по-своему интерпретировал условия баланса спроса и предложения, активно используя понятие рыночного равновесия.

В рамках неоклассического направления был разработан и получил быстрое распространение принцип функциональных взаимозависимостей экономических процессов. Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей получило название "экономикс" ("economics"). Теоретики неоклассического направления определили как один из основных пунктов своего анализа механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния.

Одним из широко известных теоретиков математической школы XIX - начала XX вв. является швейцарский экономист Леон Вальрас. Последователи этой школы экономической теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков, рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.

Л.Вальрас разработал модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и представляет собой систему уравнений, в которой определяющее место занимают уравнения, призванные определить равновесие рынков - производительных услуг и предметов потребления. На рынке производительных услуг продавцами являются собственники факторов производства, а покупателями - производители потребительских товаров. На рынке предметов потребления собственники и производители меняются ролями. Теоретические достижения Л.Вальраса стали одной из основных моделей "затраты - выпуск" В.Леонтьева, американского экономиста, русского по происхождению, лауреата Нобелевской премии (род. в 1906 г.).

Активный деятель немецкой социал-демократии Эдуард Бернштейн в 1899 г. выпустил книгу "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии", где он изложил свой взгляд (основой которого был реформизм) на марксистскую концепцию. Бернштейн отмечал, что исторический материализм Маркса основан на механическом детерминизме, а в сформулированном им виде объективность экономических законов порождает фатализм.

Э.Бернштейн дал свою трактовку понятия экономической стоимости (ценности) как совокупности (агрегата) полезности и издержек производства. Он квалифицировал марксистскую концепцию прибавочной стоимости как абстрактную формулу, опирающуюся на гипотезу. Виднейший теоретик реформизма отрицал абсолютное и относительное ухудшение положения пролетариата и писал о повышении жизненного уровня трудящихся и вхождении общества в период благосостояния на рубеже XIX-XX вв. Анализируя развитие акционерной формы капитала, Э.Бернштейн делал вывод о децентрализации и демократизации капитала, приводящих к увеличению числа собственников, росту уровня жизни и преодолению социально-экономических катаклизмов в обществе.

В 1936 г. выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою самую знаменитую работу "Общая теория занятости, процента и денег", основав новое направление экономической теории - кейнсианство.

Ранее, при анализе экономических процессов применялся макроэкономический подход. Он основывался на рассмотрении деятельности отдельной фирмы в условиях свободной конкуренции: снижение ее издержек, повышение прибыли, рациональная занятость рабочей силы. Эффективное функционирование фирмы отождествляется с экономическим благополучием общества, в том числе и невозможностью массовой безработицы в обществе. В отличие от микроэкономического подхода, Кейнс сформулировал макроэкономический, иначе говоря, анализ взаимообусловленности совокупных показателей - национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и т.д.

Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и его составляющих - потребительского и инвестиционного спроса, и факторов, влияющих на их изменение.

Новым явлением в экономической теории первой трети XX в. стала концепция институционализма в ее различных модификациях. Название концепции (от лат. - institutum - установление, устройство, учреждение) служит иллюстрацией желания авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых или институтами. Причем содержание понятия институт в трактовке авторов концепции является очень широким и может включать и государство, и конкуренцию, и монополии, и налоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы.

В зависимости от понимания сущности института различают модификации институционализма в экономической теории.

Американец Торстен Веблен является автором теории социально-психологического институционализма. Т.Веблен отмечал, что в доисторические времена (первобытное общество) социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, главные из которых - инстинкт мастерства, родительского чувства и праздного любопытства. Но и для других стадий человеческой цивилизации (ремесленное и машинное производство) эти инстинкты имеют основополагающее значение.

Представитель американской экономической науки Джон Коммонс - автор теории социально-правового институционализма полагал, что основой экономического развития являются юридические отношения.

Американский ученый Уэлси Митчелл являлся представителем школы конъюнктуроведения - еще одной модификации институционализма. Митчелл систематизировал большой фактический материал и сформулировал методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

В последние три десятилетия получила развитие и новая разновидность институционализма - неоинституционализм, или новая институциональная экономика. Предметом ее исследования стали такие области экономического анализа как: теория трансакционных издержек, экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен, США) и некоторые другие направления.

Следующий этап развития (эволюции) экономической теории представляют работы теоретиков экономического либерализма XX в. Австрийского профессора Людвига фон Мизеса и его ученика австро-американского профессора Фридриха Августа фон Хайека.

Научное творчество Мизена отмечено широтой интересов и глубиной экономического анализа. Перу этого апостола экономического либерализма принадлежит "Теория денег и кредита", "Социализм", "Либерализм", "Критика интервенционизма", "Всемогущее правительство: происхождение тоталитарного государства и тотальной войны", "Человеческие действия: трактат об экономике", "Основания экономической науки" очерки методологии" и другие работы.

Мизес аргументировано обосновал вывод о том, что единственной разумной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предоставление полной свободы выступающим на рынке товаропроизводителям. Абсолютными основаниями цивилизации являются, по Мизесу, разделение труда, частная собственность и свободный обмен.

Профессор Ф.Хайек, как и его учитель, отличался бескомпромиссностью в отстаивании концепции экономического либерализма. Он является автором работ "Использование разума и злоупотребление им: контрреволюция науки", "Нации и золото", "Деньги и нации", "Экономические исследования", "Денежная теория и колебания промышленного производства" и другие научные труды.

Работы Ф.Хайека являются теоретической основой критики тоталитаризма во всех его многочисленных проявлениях, с которыми столкнулись многие страны в XX в.

В 1956 г. вышла в свет книга "Благосостояние для всех". Автором ее был практикующий теоретик Людвиг Эрхард, "отец" немецкого экономического чуда, послужившего моделью еще ряда "чудес" XX в. - южнокорейского, тайваньского и испанского.

Основываясь на теории неолиберализма, профессор Эрхард создал собственную концепцию социального рыночного хозяйства и воплотил ее на практике, обозначив тем самым новый блестящий этап развития экономической теории и ее реальных социальных результатов. Вот некоторые размышления профессора Эрхарда о качественных составляющих экономического успеха: "... рыночное хозяйство не может также отказаться от функции свободной цены. Кто захочет исключить функцию свободной цены, тот умерщвляет конкуренцию и содействует оцепенению экономики.

В том и заключается тайна рыночного хозяйства и его превосходство над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотношению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход, и тем самым к равновесию.

Конкуренция и обусловленные ею повышение производительности и способствование прогрессу должны быть обеспечены государственными мероприятиями и ограждены от всех возможных посягательств".

Американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев является одним из крупнейших ученых нашего времени. Его имя ассоциируется в первую очередь с таким направлением экономической теории, как создание модели "затраты - выпуск", отражающей идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием.

Круг научных интересов профессора В.Леонтьева чрезвычайно широк. Например, в "Экономическом эссе" включены исследования по различным теоретическим проблемам классической экономической теории, характерным аспектам марксистской и кейнсианской теории, вопросам использования экономической науки для определения последствий внешнеэкономической помощи, моделям "затраты - выпуск".

Важнейшим направлением современной экономической теории является концепция монетаризма, духовным лидером которой является американский экономист Милтон Фридмен. В центре исследований монетаристов стоит проблема стабилизации экономики через денежно-кредитную систему.

Эволюция предмета экон-ой системы делится на 3 осн. этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия - экономические мысли и знания древнего мира(которые не были объединены в общую науку): -экономические знания(учения) Древнего Востока, Греции, Рима.

Древний Восток:

Основное значение древневост-ых мыслителей- создание предпосылки для становления экон-ой науки.

Древний Вавилон -кодекс Хамураппи(1792-1750 гг до н э)

Отражал заботу о частной собственности

Общество естественно делилось на рабов и рабовладельцев

Древний Китай -ученик Конфуция(561-479 гг до н э)

Общество делилось на благородных и простолюдинов

Использование традиционных форм и обрядов д\поддержания стабильности и авторитета гос-ва

Древняя Индия «трактат Артхамастра»(к 4 нач 3 вв до н э)

Повествует о соц неравенстве

Оправдывает неравенство и деление общества на касты

Гос-во заботилось об ирригационных системах, о создании новых деревков,прядильно-ткацком произ=ве.

Древняя Греция

Основное значение: возникновение теории как экономики- науке о домоводстве, домашнем хоз-ве.

Ксенофонт -(ок 434 до н э-359 до н э)-древнегреческий писатель,историк, афинский полководец и полит-ий деятель. Впервые предложил термин «экономия»

Аристотель -его роль в науке

Трактат «Политика»

Два умения: вести домашнее хоз-во и наживать состояние-(способы: связавно с земледелием,садоводством,скотоводством; торговля;отдача денег в рост;наёмный труд)

Основное условие обменных отношений(товарами)между людьми-разные профессии

Попытка разработаться в природе ценообразования

Древний Рим

Проблема огранизации и управления хоз-ом (рабовладельческой виллой)

Проблема частной собственности(до наших дней юристы изучают различное право)

Основные труды:

Катон «О земледелии»-ест.способ.сущесвования

Варрон «С\х»

Плиний старший «Естественная история»

Кодекс Юстиниана

Политическая экономия:

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Меркантилизм -как первая школа политической экономии

Основные представители:

Антуан де Монкрентьен(Франция)

«Трактат политической эк\

ономии»(1615)появление данного термина

Хоз-во страны-объект гос.управления

Источник богатства-внеш торговля(промыш,ремесл)

Уильям Страффорд(Англия)

Томас Манн (Англия) (о роли и значении денег)



Антонио Сера (Италия)

Основные приципы:

Источник богадства- в торговле, в обращении(зачатки современного монетаризма)

Золото и сокровища в любом виде явл-ся выражением сути богатства

Регулирование внешней торговли с целью прибавления в страну богатства

Поощрение превышения экспорта над импортом товаров(протекционистская политика)

Контроль качества и ограничение заработной платы рабочим

Особенности:

Совокупность представлений в частных мнений множества лиц(часто непроф мыслителей,а практиков)14-18 вв

Большое кол-во сочинений(например только в Англии более2000)

Основное объединяющее начало-пути и способы обогащения страны

Антуан де Монкреньен

Этапы классической политэкономии:

1этап к 17- н 18 вв

Развитие рыночных отношений

Школа Физиократов: Ф.Кенэ, А Тюрго

«физиократия»-власть природы

У.Питти(1623-1687)

«Трактат о налогах и сборах»

Трудовая теория стоимости, т.е.стоимость сводилась к затратам труда(почти себестоимость)

Основные факторы труда: земля и труд, неосновные факты: квалификация работника и средства труда.

Школа Физиократов

Источник богатства в производстве(только в земледелии)

1-ая попытка теории воспроизводства(простого):

«Экономическая таблица»(1758)

Ф.Кэнэ-1-ая микроэкономическая модель (легля в основу модели«затраты-выпуск»В.В.Монтьева)

18 в-появление слова «экономист»,как учёного-исследователя: так называла себя группа мыслителей,объединившихся вокруг доктора Кенэ.

2 этап последняя треть 18 в

Адам Смит(1723-1790)

«Исследвание о природе и причинах богатства народов»(1776)

«Экономический человек»(рациональный,стремящийся к собственной выгоде»

«Невидимая рука»(своб. конкур., эгоизм, как эффект. рычаг при распределении ресурсов)

А.Смита убедили,что чел. не может повлиять на стихийное действие объективных экономических законов.

«…Для того,чтобы поднять гос-во с самой низшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей.»(т.е.своб.конкуренция)



Придавал большое значение разделению труда как средству повышения производительности

Гл.функция денег- средство обращения

В каждом товаре выделял 2 св-ва: Полезнсть=потребит.стоимость и св-во обращения на др.товары

Рын.цены под влиянием спроса и предложения в обществе

3 этап 1-ая пол. 19 века

Ж.Б.Сэй(Фр) Д.Рикардо(Англ) Т.Мальтус(Англ)

Д.Рикардо(1772-1823)

«Начала политэкономии и налогового обложения»

Большое внимание теории распределения

Стоимость товара должна определяться трудом, затраченным на него

Т.Мальтус(1766-1834)

«Опыт о законе народонаселения»(1798)

Проблема народонаселения: народон-ие возрастёт в геоме-ой прогрессии, а средства существования в ариф-ой

Одна из причин войн исходя из этого «недостаток места и продовольствия»

4 этап 2-ая пол.19 века(Марксизм)

К.Маркс(1818-1893): политэкономия начинает рассматриваться как наука, изуч-ая производственные отношения ОЭФ, последовательно сменяющихся.

«К критике политэкономии»(1859)

«Капитал»(1861-1863гг)

Экономический детерминизм(от экономика определяет все ост.сферы:культура,образование)

Главные факторы произ-ва: люди и средства произ-ва;

Трудовая теория стоимости (доводит до логического конца)

Стоимость(W)=постоянный капитал(С)+переменный капитал(V)+прибавочная стоимость(M0(сверх стоимости раб сила)

Ограниченное строение капитала: С/V –одно из объяснений объективности безработицы, т.к.доля рабочих в капитале уменьшается с развитием НТР

Д-Т-Д- капитал

Характерные принципы классической политэкономии:

Приоритет сферы производства, а не сферы обращения

Неприятие протекционизма

Прогрессивные методы анализа, многочисленные расчёты средних и суммарных показателей

Деньги-товар(трудовая теория стоимости)

Классическая политэкономия рассматривает предмет экон.теории как науку о богатстве

Историческая шкала: экономическая теория-наука о повседневной деятельности людей

Марксисты- политэкономия изучает законы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением в различных формациях.

Основные направления экономикса:

Маржинализм(К.Менгер,У.Ждебокс,Э.Бэм-Баверк,Л.Валерас)

Неоклассическое направл.(А.Маршалл)

Кейсианство(Д.Кейнс)

Монетаризм(М.Фридмен)

Институционализм(Т.Веблен, Д.Кларк, Дж.Гэлбрейт)

Теория общественного выбора(Д.Шюллер, Г.Таллок)

Экономикс

Рассматривает предмет экон.теории как науку о рациональном распределении огранич.ресурсов.

Качественный анализ вытесняется количественным

Маржинализм

Математические методы и дифференциальные исчисления-для анализа экон-их показателей и наилучшие варианты экономических решений;

Функциональный подход- попытки превращения эконом.теории в точную науку

Теория предельной полезности(стоимость товара зависит от пользыа

ов- стоимость и сфера производства)

Экономически-рациональное поведение-производители стремятся к макси выгоде, потребители к макси пользе

1-ый этап маржинальной революции, 70-80 гг 19 в

К.Менгер(1840-1921)-австр:

О взаимовыгодном обмене благ с разной степенью ценности в зависимости от объема потребления (полезностью)

У.Джевонс (1835-1882гг) -англ.

«Теория п/э (1871)». С его именем связывают отказ от термина п/э. Последняя работа называлась «Economics».

Ekonomi-экономика; economies-экон.теория

Е.Бем-Баверк (1881-1914). «Основы теории ценности хоз-ых благ» (1886г.)

Шкала потребностей (на примере 5-ти мешков с зерном):

1- для жизни

2- чтобы не заболеть(запас)

3-краткие страдания (на корм птицы)

4-малые преприятности (на изготовление спиртного)

5-безразличного, в кот. нет больш. необход.(на корм попугаю,…)

Процент на капитал (настоящее благо дороже будущего)

Ф.Визер(1851-1926)

Ввёл термин«предельная полезность» и «альтернативные издержки»

Ординалистский подход: ранжирование(упорядочивание) потребностей

Л.Вальрас(1834-1910)-франц.

«Элемент частной политэкономии»(1874)

Общая теория микроэкономического равновесия

Деление на 2 группы экономических субъектов: владельцев факторов производства и предпринимателей

Общие черты 1-ого этапа:

В основе ценности- предельная полезность

Оценка полезности:

Психологическая хар-ка с позиции конкретного человека «субъективные направления»

2-ой этап маржинальной революции и возникновение неоклассической экон.теории (90-е годы 19 в.)

А.Маршалл(1842-1924) –англ. « Принципы экономики» («Принципы п/э»- 2 перевода названия)(1890)

Термин «Политическая экономия» заменён на «экономикс» (эконом.жизнь свободна от политического и гос-ого вмешательства)

Изучение спроса и предложения, «Крест Маршалла»-равновесие

Концепция эластичности спроса, понятие «излишек потребителя- разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности)»

Снижение средних издержек от роста размера предприятия, деление на постоянные и переменные издержки

Д.Кларк(1847-1938)-амер.

«Распределение богатства»(1988)

Незыблемость частной собственности:

«каждому фактору-опред.доля продукта,каждому- соответствующее вознаграждение- вот естественный закон распределения».

Рынок труда. Размер з/платы зависит:а) от производительности труда;б) от уровня занятости (чем больше занято, тем ниже производительность)(от каждого по возможности)

Общие черты 2 этапа. Отказ от субъективизма и психологизма

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты

Институционализм .У.Гамильтон: «Институт- пучок соц. потребностей»

1.Общ.институты: гос-во, семья, профсоюзы, юридическо- правовые формы, монополии и др.

2.Общ.психология: мотивы поведения, привычки, традиции, обычаи, способы мышления и.т.д.

Основные черты:

Стремление к интеграции экономической теории с другими общ-ми науками

Неудовлетворённость высоким уровнем абстракции, присущих неоклассике

Создали предпосылки д\микроэкономической модели кейсинаства

Этапы институционализма:

1)20-30гг 20 вв(Г.Веблен,Дж.коммонс,У.Митчел)

2)40-70гг 20вв(Дж.Кларк,Дж.Гэлбрейк)

3)с 70гг (Г.Модраль,Дж.Бюкенен,Р.Коуз)

1этап соц-псих. Институционализм Веблена

1899г»Теория праздного класса»

-(опровергает попытки свести человека к системе уравнений)

Считает, что при принятии решений человек руководствуется врожд. инстинктами

«родительское чувство»-инстинкт самосохранения и сохранения рода

«склонность к эффективным действиям»-инстинкт мастерства

Склонность к подражанию, праздному любопытству

Раскрывает противоречия между индустрией (= инженеры и рабочие, их цель-рост богатства общества) и бизнесом(=финансисты, предприниматели, цель: прибыль)

Считает, что власть должна быть у среднего класса, который он сравнивает с технической интеллегенцией

Джон Комман(1862-1945)

«правовые основы капитализма»(1924)

«Институциальная экономическая наука»(1934)

Основные идеи:

Улаживание соц.конфликтов с помощбю юрид.процессов

Сторонник вмешательства гос-ва в экономику

Стадии эволюции капиталистического общества:

Торговый капитализм

Предпринимательский

Банковский(финансовый)

Административный(гармония интересов)

У.Митчелл(1874-1948)

«Гарвардский барометр»(1917)

Эмпирическое направление:

Составил более 1000 динамических рядов различных народохозяйственных показателей

1923г-выступил с идеей создать систему гос-ого страхования от безработицы

Этап

Идеи трансформации капитализма за счёт изменения природы крупных корпораций

Индустриально-технократический подход в связи с НТР

Дж.Гэлбрейт(1909-1993гг)

«Американский капитализм»(1952г)

«Общество изобилия»(1958г)

«Новое индустриальное общество»(1958)

«Экономические теории и цели общества»(1973)

Делит амер.экономику на 2 разнородные системы:

«планирующую»(крупные корпорации, у которых эконом-ая власть над ценами,потребителями,издержками)

«рыночную»(мелкие фирмы и предприниматели)

О трансформации капитализмов в индустриальное общество, где реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре=совок.учёных,инженеров,техников,специалистов по маркетингу,управляющим.

Мотивы:создание условий чтобы собственник нуждался в её услугах

Этап

Неоинституционализм

Гос-во вмешивается в экономику в чрезвычайных ситуациях

Гос-во должно проводить монетарисскую политику-бороться с инфляциями и не вмешиваться в экономику

Осн. соц-ые институты возможно анализировать с помощью инструментов экономической теории

Теория общественного выбора, Дж.Бьюкенен

Экономическая теория права собственности, Р.Кроуз

Основные черты теории общественного мнения:

Изучает использование людьми правительственных утверждений:считаю,что между политикой и бизнесом знак =

Концепция» экономического человека» с рациональным поведением

Политика=процессу обмена на рынке(2торговля голосами и предвыборными обращениями»)

Приёмы разрешения:

Лоббизм- способы влияния на принятие полит-их решений в интересах узкого круга

Логроллинг- практика взаимной поддержки депутатовпутём «торговли голосами2

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты