30.04.2020

Бюджет а также отчет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность



Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.
В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.


Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и представления.
В целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами на органы казначейства возложены функции организации и осуществления учета операций по движению средств бюджетов.
По временному критерию выделяют оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность.
Оперативная - отчетность, передаваемая в течение 1 месяца вышестоящему органу федерального казначейства и органам исполнительной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Оперативная отчетность включает также ежедневную отчетность. Оперативная отчетность имеет своей целью прежде всего отражение поступления доходов бюджета.
Ежемесячная отчетность составляется по итогам месяца по доходам и расходам и представляется вышестоящему органу казначейства на определенную дату месяца, следующего за отчетным.
Квартальная отчетность составляется органом казначейства по завершении отчетного квартала по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года и представляется в вышестоящий орган казначейства. Главное управление Федерального казначейства представляет эту отчетность в Правительство и Счетную палату РФ не позднее 45 дней после окончания отчетного периода.
Министерство финансов РФ имеет право вводить дополнительные формы отчетов или изменять существующие для более полного и достоверного представления сведения об исполнении федерального бюджета.
Годовая отчетность составляется управлениями федерального казначейства.
Главное управление контролирует правильность составления отчетности об исполнении федерального бюджета и может отказать в приеме отчетности. В случае отказа федеральное казначейство устанавливает время на устранение замечаний.
Порядок представления в Правительство РФ Министерством финансов ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета установлен одноименным положением. Формы квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство РФ, утверждены Приказом Министерства финансов.
Правительство РФ представляет ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. Один экземпляр ежеквартального, полугодового и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ для осуществления последующего контроля. Отчет представляется также в Федеральное казначейство.
В конце каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности, на основании которого все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. В отчетах в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по представлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества России готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.
Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.
Федеральные казенные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме ФЗ.
Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу РФ вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении ФЗ о федеральном бюджете на отчетный год.
Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу РФ представляются следующие материалы:
- отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
- отчет Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
- отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;
- ряд других отчетов.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора месяцев после представления указанного отчета в Государственную Думу РФ, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Результату проверки оформляются заключением Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума РФ заслушивает:
- доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
- доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
- доклад Генерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
- заключение Председателя Счетной палаты РФ.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета либо решение об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Исполнение бюджета - процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их исполь-зование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Прави-тельство РФ - за федеральный бюджет, правительства (адми-нистрации) субъектов РФ - за бюджет субъекта РФ, исполни-тельные органы местного самоуправления - за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы об-щей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадле-жит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158-163 БК РФ).

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы феде-рального казначейства и банковской системы. В соответствии со ст. 215 БК РФ в России устанавливается казначейское испол-нение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового ис-полнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215" БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета. Казначейское ис-полнение бюджетов предполагает, что на органы исполнитель-ной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными сред-ствами. Указанные органы являются кассирами всех распоряди-телей и получателей бюджетных средств и осуществляют плате-




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


8. Правовые основы бюджетного процесса


жи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд_ жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступа-ющих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех рас-ходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая в соответствии со ст. 217 БК РФ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функцио-нальной и экономической классификациями расходов бюдже-тов с поквартальной разбивкой и представляется в орган испол-нительной власти, ответственный за составление бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа (например, Минфина России).

Обязанность совершить расходование средств соответствую-щего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписъю, в БК РФ (ст. 222) называется бюджетным обяза-телъством. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ (ст. 223, 224).

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполне-ние бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам в соответствии со ст. 218 БК РФ предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утверж-денным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблЮ" дением обязательных последовательно осуществляемых прои е ~ дур санкционирования и финанеирования. При этом нирование подразумевает: составление и утверждение


ной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджет- ны х ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджет-ных средств, а также утверждение смет доходов и расходов рас-порядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюд-жетных средств; подтверждение и выверку исполнения денеж-ных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюд-жетных средств для расходования. БК РФ (ст. 235) впервые раз-решено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок прове-дения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом ме-стного самоуправления.

Бюджетный процесс завершается составлением и утвержде-нием отчета об исполнении бюджета. Годовой отчет об испол-нении бюджета представляется исполнительным органом вла-сти общей компетенции в представительный орган и соот-ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Он подлежит утверждению представительным органом власти.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюдже-та - один из важнейших этапов исполнения. Годовой отчет должен быть рассмотрен в обязательном порядке представитель-ньщ органом власти соответствующего уровня. В БК РФ пре-ДУсмотрено два варианта решения представительных органов в Данном случае: 1) утверждение отчета; 2) отклонение отчета. На Уровне Российской Федерации указанные акты готовятся Пра- в ительством РФ - проект федерального закона об отчете об и сполнении бюджета. К нему должны быть приложены все со-ответствующие документы, предусмотренные ст. 276 БК РФ. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные °Рганы вправе дать оценку деятельности органов, исполняю-^их бюджет. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об Ис полнении федерального бюджета и готовит заключение. Го- с УДарственная Дума рассматривает отчет об исполнении феде-Р^ьного бюджета в течение полутора месяцев после получения а ^лючения Счетной палаты РФ. При отклонении отчета могут




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов

быть приняты следующие меры: материалы могут быть переда-ны в прокуратуру, могут быть привлечены к ответственности соответствующие должностные лица, а также может быть под-нят вопрос о недоверии Правительству (соответствующему орга-ну исполнительной власти). Кроме того, в соответствии с зако-нодательством субъекта РФ и уставом муниципального образо-вания может быть не только возбуждена процедура выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, но и отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлече-ния к иным формам ответетвенности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 273 БК РФ). Отчет об исполнении федерального и регионального бюджета принимается в форме закона, об исполнении бюджета муниципального образования - в форме решения. Эти акты должны быть опубликованы в соот-ветствии с принципом гласности бюджетного процесса.

Вопросы и задания ддя самоконтроля

1. Дайте определение бюджетному процессу на основании положений науки финансового права и БК РФ. Критически оцените, предложите свой вариант.

2. На основе анализа норм БК РФ назовите принципы орга-низации бюджетной системы, сравните их с принципами орга-низации бюджетного процесса. Предложите какую-либо соб-ственную классификацию названных принципов либо иное их усовершенствование.

3. Какие стадии бюджетного процесса закреплены россий-ским законодательством? Какой промежуток времени охваты-вает их продолжение?

4. Дайте определение бюджетной классификации на основе правовых норм. Каковы роль и цели использования бюджетной классификации? Перечислите виды классификации.

5. Каковы полномочия Президента РФ в бюджетном про-цессе (в соответствии со ст. 215" БК РФ)?

6. Каковы роль и полномочия Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной админис-трации в бюджетном процессе?

7. Как распределена компетенция между законодательными и представительными органами государственной власти и мес-тного самоуправления по стадиям бюджетного процесса?


8. Проанализируйте какое-либо решение о муниципальном бюджете на текущий финансовый год. Выявите соответствие (несоответствие) нормам БК РФ.

9. Раскройте смысл казначейской системы исполнения бюд-жета.

10. На основе анализа норм БК РФ определите понятия «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядители бюджетных средств», «получатели бюджетных средств». Какие изменения были внесены в указанные понятия законодателем в 2003-2004 гг.?

11. Проанализируйте стадию исполнения бюджета на феде-ральном, региональном, местном уровнях. В какой форме ут-верждается отчет об исполнении бюджета? На кого возложена ответственность за исполнение бюджета?

12. Назовите основные направления реформы бюджетного про-цесса в России на основе анализа Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.


Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными положениями НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Уполномоченными финансовыми органами в этой сфере являются Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные подразделения, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные казначейства.
Отчет об исполнении федерального бюджета, а также отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов направляются Правительством РФ для их утверждения в Государственную Думу по основным показателям.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отчет об исполнении бюджета субъекта РФ утверждается его законом, отчет об исполнении бюджета представляется в законодательный орган субъекта РФ высшим должностным лицом этого субъекта либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов (п. 4 ст. 272 НК РФ).
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета проводится соответствующими контрольными органами представительных органов:
1) на федеральном уровне – Счетной палатой РФ;
2) на уровне субъектов РФ – региональными контрольно-счетными палатами.
Кроме того, представительный (законодательный) орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (п. 5 ст. 272 БК РФ).
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

Одной из завершающих самостоятельных стадий бюджетного процесса является составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. В целях надлежащего обеспечения процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета органы исполнительной власти вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).

Бюджетный кодекс устанавливает основы для ведения учета, формирования, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, в том числе:

1. единый состав бюджетной отчетности;

2. порядок составления месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности;

3. порядок проведения внешней проверки годового бюджетного отчета, в том числе раздельно по отчетам главных распорядителей бюджетных средств;

4. порядок рассмотрения и утверждения законодательным (представительным) органом отчета об исполнении бюджета (для федерального бюджета - одновременно с рассмотрением проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

В целях документирования и отражения всей информации об исполнении бюджета участники бюджетного процесса осуществляют ведение бюджетного учета в соответствии с единой методологией и стандартами, утверждаемыми Министерством финансов РФ.Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 264.1 БК РФ).

Весь процесс исполнения бюджета фиксируется в документах бюджетной отчетности, формы которой устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает в себя:

1. отчет об исполнении бюджета (данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации);

2. баланс исполнения бюджета (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета);

3. отчет о финансовых результатах деятельности (данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления);



4. отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления;

5. пояснительную записку, которая содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Процесс составления и дальнейшего рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности начинается с составления бюджетной отчетности каждым получателем (распорядителем) бюджетных средств, а также администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, которую указанные лица представляют главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета (статья 264.2 БК РФ) В свою очередь, последние составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности.

Затем сводная бюджетная отчетность представляется главными администраторами средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств составляется бюджетная отчетность публичных субъектов - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно и представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Отчеты об исполнении бюджетов за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего уровня (на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации), и направляются в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования - органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации или органом муниципального финансового контроля, соответственно (статья 264.4 БК РФ).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета. В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:

1. доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;

2. доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;

3. расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;

4. расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;

5. источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

6. источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Исполнение бюджета - процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ - за федеральный бюджет, (администрации) субъектов РФ - за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления - за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы, общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158-163 БК РФ).

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы федерального казначейства и банковской системы. В соответствии со ст. 215 БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов (вместо ранее место кассового ис-полнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 вводится в действие ст. БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета. Казначейское исполнение бюджетов предполагает, что на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая в соответствии со ст. 217 БК РФ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа (например, Минфина России).

Обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью, в БК РФ (ст. 222) называется бюджетным обяза-тельством. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БКРФ (ст. 223, 224).

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам в соответствии со ст.

218 БК РФ предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При этом санкцио-нирование подразумевает: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюд-жетных средств; подтверждение и выверку исполнения денежных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюджетных средств для расходования. БК РФ (ст. 235) впервые разрешено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется исполнительным органом власти общей компетенции в представительный орган и соот-ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Он подлежит утверждению представительным органом власти. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета- один из важнейших этапов исполнения. Годовой отчет должен быть рассмотрен в обязательном порядке представительным органом власти соответствующего уровня. В БК РФ предусмотрено два варианта решения представительных органов в данном случае: 1) утверждение отчета; 2) отклонение отчета. На уровне Российской Федерации указанные акты готовятся Правительством РФ - проект федерального закона об отчете об исполнении бюджета. К нему должны быть приложены все соответствующие документы, предусмотренные ст. 276 БК РФ. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные органы вправе дать оценку деятельности органов, исполняющих бюджет. палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При отклонении отчета могут быть приняты следующие меры: материалы могут быть переданы в прокуратуру, могут быть привлечены к ответственности соответствующие должностные лица, а также может быть поднят вопрос о недоверии Правительству (соответствующему орга-ну исполнительной власти). Кроме того, в соответствии с зако-нодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования может быть не только возбуждена процедура выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, но и отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 273 БК РФ). Отчет об исполнении федерального и регионального бюджета принимается в форме закона, об исполнении бюджета муниципального образования - в форме решения. Эти акты должны быть опубликованы в соответствии с принципом гласности бюджетного

Вопросы и задания для самоконтроля

Дайте определение бюджетному процессу на основании положений науки финансового права и БК РФ. Критически оцените, предложите свой вариант.

На основе анализа норм БК РФ назовите принципы организации бюджетной системы, их с принципами организации бюджетного процесса. Предложите какую-либо собственную классификацию названных принципов либо иное их усовершенствование.

Какие стадии бюджетного процесса закреплены российским законодательством? Какой промежуток времени охватывает их продолжение?

Дайте определение бюджетной классификации на основе правовых норм. Каковы роль и цели использования бюджетной классификации? Перечислите виды классификации.

Каковы полномочия Президента РФ в бюджетном процессе (в соответствии со ст. БК РФ)?

Каковы роль и полномочия Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации в бюджетном процессе?

Как распределена компетенция между законодательными и представительными органами государственной власти и местного самоуправления по стадиям бюджетного процесса?

Проанализируйте какое-либо решение о муниципальном бюджете на текущий финансовый год. Выявите соответствие (несоответствие) нормам БК РФ.

Раскройте смысл казначейской системы исполнения бюджета.

На основе анализа БК РФ определите понятия «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядители бюджетных средств», «получатели бюджетных средств». Какие изменения были внесены в указанные понятия законодателем в 2003-2004 гг.?

Проанализируйте стадию исполнения бюджета на федеральном, региональном, местном уровнях. В какой форме утверждается отчет об исполнении бюджета? На кого возложена ответственность за исполнение бюджета?

12. Назовите основные направления реформы бюджетного процесса в России на основе анализа Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006

Еще по теме § 4. Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета:

  1. § 2 Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета

© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты