27.04.2024

Смотреть страницы где упоминается термин гербовый сбор. Что значит "гербовый сбор" Великобритания: система налогообложения


Гербовый сбор англ. Stamp Duty , в финансах это налог, установленный на определенные правовые документы или публикации. Налог получил свое название благодаря тому, что его уплата обычно заверялась либо отдельным прилагаемым документом с официальной печатью, либо просто официальной печатью. В некоторых юрисдикциях гербовая пошлина является налогом на стоимость, и взимается по как процент от стоимости, либо является фиксированной суммой, которая не связана со стоимостью покупки.

Исторически сложилось так, что такой налог, как гербовая пошлина, отсутствует в США. Тем не менее, она является распространенным налогом во многих других странах. В Великобритании гербовый сбор налога на землю (англ. Stamp Duty Land Tax, SDLT ) взимается при покупке, лизинге или любой другой форме передачи прав собственности на землю или имущество. Величина гербового сбора установлена как процент от стоимости имущества.

Дополнительным гербовым сбором (англ. Stamp Duty Reserve Tax, SDRV ) в Великобритании также облагается покупка акций и ценных бумаг через фондовую биржу, брокера или иное третье лицо, например, банк. Величина сбора устанавливается как процент от суммы, уплаченной за ценные бумаги, а не от их стоимости. Если какому-либо лицу отдают ценные бумаги бесплатно, оно не обязан платить гербовый сбор. Если кто-либо покупает ценные бумаги с дисконтом, налог будет взят с фактически уплаченной суммы, а не с их рыночной стоимости.

Ответственность за уплату гербового сбора может быть возложена как на покупателя, так и продавца. Например, в Великобритании гербовый сбор налагается на покупателя, в Японии - на продавца, а во Франции - на обе стороны. При этом в Канаде и США гербовый сбор вообще не взимается.

Историю знаменитого закона о гербовом сборе нужно изучать финансистам и налоговикам в разделе «Как делать нельзя». Во второй половине 18-го века появился целый букет недальновидных решений британского парламента по поводу своих американских колоний. Одним из них стал Акт о гербовом сборе, который превратился в мощный гвоздь, забитый в крышку гроба на похоронах британской колониальной власти в Америке. Буквально через несколько лет после вступления в силу акта американские «Сыновья свободы» сбросят с бортов кораблей английский чай, устроят Бостонское чаепитие и… начнется война за независимость.

С чего все началось

Родиной гербового сбора была Голландия. Он был введен в 1624 году с чисто фискальными целями: для выравнивания рыночных показателей стабильности. Он был вполне щадящим для налогоплательщиков и имел форму сбора-налога. Деньги взимались за оформление документов в государственном формате по самым разным поводам - сделкам, жалобам, штрафам, искам и т. д. Благодаря своей эффективности гербовые платежи стали вводиться в Европе повсеместно: во Франции, Пруссии, Австрии и др.

В России введение гербового сбора началось при Петре I. Механизм сбора был придуман умно: во всех приказных избах иметь для продажи специальную бумагу под государственным гербом. Гербовые бланки были в нескольких образцах, каждый из которых предназначался для разных операций - от сделочных записей до челобитных мировых. Стоила эта бумага также по-разному. Если челобитная или крепость были написаны на простой бумаге, с них взималась пошлина в два раза выше стоимости гербового письма.

Англо-саксонский вариант

В самой Англии гербовые платежи начали собирать одновременно с остальными европейскими странами - в 1694 году. Жизнь этого налога могла бы быть по-английски спокойной и вполне размеренной. Если бы не огромная заноза в теле империи в виде беспокойных североамериканских колоний.

Все началось с запрета хождения бумажных денег. Это случилось в 1764 году - ровно за год до даты, когда был установлен гербовый сбор. Запрет бумажных денег стал очередным серьезным дестабилизирующим фактором. Он очень не понравился фермерам и мелким ремесленникам, которые и так часто оказывались должниками. А когда британский парламент без единой попытки согласования с американскими колонистами ввел в действие акт о гербовом сборе (его часто называли Штемпельным актом), волнения приобрели системный и чрезвычайно серьезный характер.

Буквально каждый шаг жителей колоний обложили новым налогом: от выпуска свежего номера газеты до школьного аттестата или сделки любого вида. Даже игральные карты не могли теперь быть выпущены без гербовой нагрузки.

Не нужно долго гадать, кого и почему не устраивал гербовый сбор. В ответ начались протесты и волнения. На улицах начали жечь гербовые марки и домашний скарб сборщиков налога. Перед их домами устанавливали виселицы с повешенными чучелами. Самих сборщиков не вешали, но доставалось им выше всякой меры: любимым исходом протестов было обмазать дегтем и вывалять в перьях бедных исполнителей британской фискальной политики.

Конгресс 1765 года и "Сыновья свободы"

Буквально через год был созван специальный экстренный конгресс в Нью-Йорке, который выдвинул вполне законное требование властям Великобритании: вводить новые налоги только по согласованию с колонистами или их представителями. Проблема приобрела политический характер - речь зашла о власти в колониях. Дело дошло до того, что в Бостоне был разгромлен дом вице-губернатора.

Конгресс объявил полный бойкот английским товарам. Никаких, к примеру, шелковых платьев - одежду начали носить из грубой самодельной ткани, а чай заваривали на ягодных листьях.

Конфликт возник не на пустом месте. Главной обидой и претензией колонистов было нарушение британцами своей же конституции, согласно которой субъекты британской империи облагались налогами только с согласия их избранных представителей. Принятие закона о гербовом сборе произошло с нарушениями, так как никаких делегатов от североамериканских колонистов в парламенте не было в помине. Жители колоний не имели возможности влиять на систему налогообложения и другие вопросы экономического и политического характера.

Бойкот и требования в адрес официального Лондона были не единственными пунктами повестки дня конгресса. Самым важным пунктом была третья попытка общего объединения колоний (первые две произошли в 1643 и 1754 гг.). Попытка не удалась, но произошло другое: в стране начали появляться радикальные группы из фермеров и ремесленников под названием «Сыновья свободы». У них объединение получилось начиная с Нью-Йорка и Коннектикута. Эту опаснейшую для метрополии политическую тенденцию в Лондоне снова проигнорировали…

В палату общин поступила петиция с жалобой от еще одной группы людей из тех, кого не устраивал гербовый сбор. Это были британские купцы, чья торговля была на волоске от банкротства из-за бойкота английских товаров. Огромные убытки, перекрывающие мизерные доходы от налоговых поступлений стали главной причиной отмены закона.

Стекло, бумага и чай…

В итоге империя отступила. Парламент аннулировал Штемпельный акт через два года после его введения. Но недальновидность стратегических решений - заболевание хроническое и затяжное, британский парламент болел им в течение долгого времени. Очередное обострение вылилось в выпуск налогового заменителя гербового сбора.

Взамен старому акту американцам подсунули новый закон Тауншенда, который вводил новые налоги на специально оговоренный ряд промышленных товаров - стекло, бумагу, чай и другие составляющие британского импорта. Естественным следствием этого шага стали многочисленные восстания в колониях.

Если после введения Штемпельного акта об общественных волнениях можно было говорить как об эпизодах с чучелами, дегтем и перьями, то после закона Тауншенда колониальные восстания приобрели системный характер, превращаясь постепенно в настоящую революцию.

Примечательно, что на сегодняшний день гербовый сбор в США не взимается. Его функции выполняют другие законодательные акты.

Роль Бенджамина Франклина

Бенджамин Франклин, будучи одним из лучших умов эпохи и образованнейшим общественным деятелем, представлял североамериканские колонии в Лондоне. Он с самого начала выступал за политическую и экономическую независимость колоний от метрополии.

Бенджамин Франклин являлся виднейшим экспертом по внутренним и международным вопросам, касающимися всех аспектов отношений колоний Северной Америки с другими странами. Ситуация с протестами колонистов по поводу Штемпельного акта его по-настоящему встревожила. Что нужно было сделать британскому правительству, так это самым внимательным образом проанализировать высказывание Франклина после введения гербового сбора, которое он сделал во время консультаций в Английской палате общин:

Если войска будут посланы для того, чтобы принудить исполнять закон силой, они не найдут там революции, но могут явиться ее причиной.

К сожалению, британские политики не услышали предупреждений и не вняли голосу разума: это была удивительная недальновидность. В ответ на предупреждения Франклина власти усилили колониальную таможенную службу с помощью дополнительных войск и повышения тарифов на импорт.

Экзамен для британского парламента

Говорить, что решения британских властей были следствием лишь недальновидности и глупости, будет неправильным. Дело в том, что новые налоги появились не просто так, а после разорительной Семилетней войны с участием практически всех европейских колониальных держав. Победа над Францией далась Великобритании очень дорого, казна была катастрофически пустой. Причинами гербового сбора, жестко введенного в североамериканских колониях, был в числе прочих огромный государственный долг. Деньги нужны были и для защиты границ колоний от набегов американских индейцев.

Искусство эффективных политических решений состоит в умении вовремя определить главные приоритеты. Выбор между пополнением послевоенной казны и сохранением власти в крупнейших колониях сейчас кажется очевидным. Не таким, видимо, он представлялся парламентариям и членам Правительства того времени.

Было решено ликвидировать возможность влияния местных плантаторов на королевскую колониальную администрацию. Теперь губернаторы на местах стали получать фиксированную заработную плату из Лондона, а не плавающую ставку оклада, которая ежегодно утверждалась на местах.

В ответ на это местная ассамблея Массачусетса разослала протестное письмо по всем колониям. Лондон через своего местного губернатора потребовал отозвать письмо обратно, угрожая роспуском ассамблеи. Когда колонисты отказались, ассамблею объявили распущенной и недееспособной. Но она продолжала заседать и работать.

Метрополия прислала в Бостон два полка, что привело к мгновенной мобилизации и вооружению колонистов. Таким образом, в Бостоне возникла новая параллельная власть - городское собрание.

Это был уже не звонок, а мощный колокол, который вновь не был услышан в Лондоне. До Бостонского чаепития и начала Войны за независимость оставалось всего пять лет…

Пошлина или налог?

Разница между налогом и пошлиной следующая: налог - это периодический платеж, например, ежегодный налог на недвижимость. Пошлина представляет собой единовременный взнос за что-то, например, государственная пошлина за таможенное оформление товара.

Название «гербовый сбор» ближе к пошлине. Это и понятно, гербовая оплата чаще всего производилась в виде приобретения марок, акцизов или гербовой бумаги (российский вариант сборов).

Такие платежи имеют двойственный характер. С одной стороны, это пошлина в виде платы за государственные услуги. С другой - это больше похоже на налог на обращение или переход ценностей (налог на покупку недвижимости).

Но главная особенность гербового сбора в целом - его «документальность», то есть, обязательного присутствия какого-либо документа. Сбор платится только при наличии вполне осязаемых бумаг, которые могут выдаваться или передаваться.

Закон о гербовом сборе в России

Начав свое существование в 18-ом веке с подачи Петра I, гербовые платежи в государственную казну благополучно поступали вплоть до коммунистического режима. В СССР налоги снимались в виде единой пошлины, поэтому отдельный гербовый сбор перестал быть нужным, его отменили.

С 1991 года этот сбор снова существует и является одним из хорошо собираемых и устойчивых налогов. До недавнего времени им облагался каждый участник сделки с ценными бумагами, лицензирование биржевой деятельности и т. д. Теперь он заменен на единый налог на операции с ценными бумагами.

На самом деле пушистый и белый

Американская колониальная история с гербовым сбором не имеет отношения к сегодняшней жизни этого налога. Она вполне цивилизованная и является важной частью современного налогообложения местного уровня в Великобритании. Во-первых, этот сбор платится при покупке различных ценных бумаг в качестве инвестиционных инструментов. Во-вторых, без него не обходится ни одна сделка по покупке недвижимости или земли на территории королевства.

Местные правительства в графствах и округах содержатся большей частью за счет налогов на недвижимость, в том числе коммерческую. Слово «коммерческая» является ключевым в данном случае, потому что с 2014 года «Гербовый сбор налога на землю» стал рассчитываться по прогрессивной шкале. Эти налоговые изменения чудесным образом сказываются на бюджете местных органов власти (особенно в комбинации с растущими налогами с платежей за парковку).

Как работает английский штемпельный акт сегодня

Теперь ставка гербового налога зависит от вида и стоимости недвижимости или земли. Процент сбора может расти вместе со стоимостью покупки по стандартной или повышенной ставке. Если дом, который вы покупаете, является вашим первым и единственным местом жилья, ставка стандартная. Если же недвижимость является инвестицией любого вида, ставка налога будет выше. Первыми недовольными обновленной версией стали агентства по продаже английской недвижимости.

Например, у вас нет жилья, и вы покупаете старый дом в графстве Йоркшир по цене £ 1,200,000, то вам придется заплатить приличную сумму £50,000 в качестве гербовой пошлины. Считаем:

  • за часть стоимости в £125,000 не платим ничего;
  • за «участок» суммы от £125,000 до £250,000 платим 2%;
  • за все, что выше £250,000, платим 5%.

Подсчеты следующие: £1,200,000 - £250,000 = £950,000 х 0.05 = £47,500 + £2,500 = £50,000.

Если же вы решили приобрести такой же дом для летнего отдыха, а постоянно живете в лондонской квартире, вам придется заплатить дополнительные 3% от общей стоимости, что в итоге составит уже £86,000.

Если уж кто радуется и аплодирует обновленному гербовому сбору по сделкам с недвижимостью, так это местные органы самоуправления Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Совсем неплохой финал для многострадального акта весьма преклонного возраста. Благополучный конец интереснейшей истории, которая началась больше двухсот пятидесяти лет назад.

Гербовый сбор . Спор о том, что такое Гербовый сбор, есть ли это пошлина или налог, до сих пор остается в неопределенном положении. По прежнему Гербовому сбору придается компромиссный, двойственный характер: и пошлины и налога; пошлины как платы за услуги государства при обращениях в государственные учреждения (вернее, плата за время и труд по делопроизводству); налога — как налога на обращение или переход ценностей. Но главное свойство Гербового сбора, отличающее его от других налогов и сборов это — его документность. Гербовый сбор есть сбор документный, взимаемый лишь с действительно подаваемых, выдаваемых, совершаемых и передаваемых документов. Поэтому обращение и сделки словесные оплате Гербовым сбором не подлежат. Помимо этого основного свойства у Гербового сбора есть еще весьма характерные стороны, заметно выделяющие его из ряда всех других налогов и сборов: а) универсальность сферы его действия, охватывающая все явления жизни и все стороны деятельности человека, все моменты как публично-правовых, так и гражданско-правовых отношений, раз все это получило в той или иной форме письменное выражение, возникновение которого одновременно вызывает и вопрос об отношении к нему Устава о гербовом сборе; б) казуистичность: с развитием публично- и гражданско-правовых отношений возникают и новые письменные формы этих отношений. Формы эти опережают существующие уже законодательные нормы гербового обложения, вследствие чего многие документы с трудом могут быть подводимы под общие положения Гербового устава. Подробный же перечень, издаваемый в развитие и детализацию этих общих положений, будучи не в силах не только предугадать появление новых письменных форм, но даже нагнать уже появившиеся формы, естественно не исчерпывает и не может исчерпывать всех возникающих в круговороте жизни документов, выражающих эти новые взаимоотношения; это самая характерная и вместе с тем сложная и трудная сторона Гербового сбора, требующая от неподготовленного среднего плательщика зачастую непосильного для него юридического подхода к определению природы документа; в) автоматичность взимания: Гербовый сбор уплачивается как бы сам собой, самотеком, по мере надобности в совершении или выдаче подлежащего Гербовому сбору документа, или в обращении в правительственное учреждение по несвободному от Гербового сбора делу. Это свойство Гербового сбора создает для фиска очень благоприятные условия: легкость способа уплаты сбора (гербовыми знаками или наличными деньгами под квитанцию), своевременность поступления сбора в казну, а также крайнюю дешевизну содержания аппарата по взысканию сбора (в отличие от аппарата по взиманию прямых налогов — промыслового, подоходного и др.). Но это же свойство, выгодное для фиска, в связи с упомянутой выше казуистичностыо, представляет немало неудобств для плательщика сбора: при возникновении необходимости в совершении какого-либо документа плательщик часто бывает предоставлен самому себе в разрешении вопросов, что представляет собою документ по содержанию с точки зрения Гербового устава, подлежит он Гербовому сбору или свободен от него; если подлежит, то какому: простому или пропорциональному и какого именно разряда и т. д. — иначе он рискует или переплатить, или, что гораздо хуже, не доплатить Гербовый сбор. В случае же нарушения Гербового устава вследствие неправильного понимания его, на него, плательщика, ложится тяжесть ответственности за такое неправильное понимание закона. Но среди всех перечисленных невыгод или неудобств Гербового устава для плательщика есть, однако, и положительная для него сторона: неоплата, неполная или несвоевременная оплата документа Гербового сбора или неправильное погашение гербовых знаков (марок или бумаги) вообще не лишает его юридической силы судебного доказательства (вопреки иностранному законодательству по Гербовому сбору, например, французскому), за исключением, впрочем, векселей, которые, будучи написаны с нарушением Гербового устава, теряют силу векселя и превращаются в простую долговую расписку; процентных бумаг, которые до оплаты их Гербового сбора не могут быть выпущены в обращение, и нотариальных актов, которые до внесения причитающегося с них Гербового сбора не могут быть занесены в книгу. В последних трех случаях, единственных в области пропорционального гербового обложения документов по переходу ценностей, Гербовый сбор носит характер также и пошлины, как платы за услуга государства, берущего на себя охрану прав плательщика. Универсальный характер Гербового сбора и автоматичность (легкость) его взимания ставят Гербовый сбор в смысле доходности на одно из первых мест среди поступлений по другим налогам, сборам и пошлинам. Правда, такой финансовый результат в России достигнут был не сразу. Уже со времени первой кодификации разрозненных до того законодательных актов по Гербовому сбору (1857 г.) и, в особенности, при проектировании первого самостоятельного Устава о Гербовом сборе (1874 г.) возникает вопрос об изыскании мер к усилению доходности по Гербовому сбору, бывшей тогда ничтожной по сравнению с доходностью по другим налогам, сборам и пошлинам. Мерами этими признавались: повышение некоторых ставок Гербового сбора привлечение некоторого рода документов к повышенному обложению, уменьшение числа изъятий, облегчение способа и порядка оплаты, устранение противоречий между отдельными постановлениями по Гербовому сбору и вообще возможное упрощение закона о Гербовом сборе («Труды Комиссии по пересмотру податей и сборов», тт. VI и XXII). (Как видно, об облегчении и упрощении Гербового устава заговорили не со вчерашнего дня.) В результате постепенного и осторожного осуществления намеченных мер на протяжении довольно продолжительного периода Гербовый сбор у нас стал давать доход, на какой вправе было рассчитывать государство, какой он по своей природе почти безболезненно мог дать и какой сравнительно давно он уже давал в иностранных государствах. По справке к представлению Министерства Финансов по проекту Гербового устава 1893/94 г. Гербовый сбор за время с 1850 по 1861 г. (за более ранний период сведений нет) в среднем ежегодно давал 3.877 т. руб.. в 1861 г. — 4.311 т. руб., в 1862 г. — 4.988 т. руб. (вследствие повышения цен всех сортов и разборов гербовой бумаги); в дальнейшем, с понижением цен вексельной бумаги, поступление Гербового сбора понижалось до 1875 г. — до введения в действие нового Гербового устава и выпуска гербовых марок, после чего за первые 3 года (1876 — 1878 гг.) Гербовый сбор дал в среднем в год 9.500 т. руб.; далее, в 1879 г., вследствие возвышения некоторых ставок, Гербовый сбор дал 13.800 т. руб., в 1880 г. — 14.000 т. руб., в 1881 — 14.500 т. руб., в 1882 — 15.000 т. руб. с 1883 г. по 1892 г. Гербовый сбор то несколько увеличиваясь (до 16.000 т. руб.), то уменьшаясь (1885 и 1886 гг. до 15.000 т. руб.) и снова, вследствие возвышения в 1887 г. простого и актового Гербового сбора и некоторых законодательных изменений, возрастая, дошел в 1892 г. до 20.000 т. руб. С 1893 по 1902 г.. Гербовый сбор вырос до 37.000 т. руб. Затем, по данным б. департамента окладных сборов, дал в 1903 г. 41.000 т. руб., 1904 г. — 43.000 т. руб., 1905 г. — 44.500 т. руб., 1906 и 1907 гг. — по 47.500 т. руб., 1908 г. — 54.600 т. руб., 1909 г. — 62.500 т. руб., 1910 г. — 67.000 т. руб., 1911 г. — 76.500 т. руб., 1912 г. — 88.000 т. руб., 1913 г. — 100.000 т. руб., 1914 г. — 95.000 т. руб., 1915 г. — 115.000 т. руб., 1916 г. — 145.000 т. руб., 1917 г. — 130.000 т. руб., 1918 и 1919 гг. — по 100.000 т. руб., 1920 г. (по 15 октября) — 75.000 т. руб., 1922/23 (с 1 марта) бюджетный год — 20.000 т. руб., 1923/24 г. — 37.000 т. руб., 1924/25 г. — 90.000 т. руб., 1925/26 г. — 140.000 т. руб.

Из приведенных данных видно, что кульминационного пункта поступление по Гербовому сбору достигло в 1916 г. (145.000 т.) после последнего повышения ставок; затем с наступлением великой революции, вследствие временного затишья частной промышленности и торговли и налаженности государственной жизни. Гербовый сбор естественно пошел на понижение до отмены его в 1920 г.; восстановленный же в 1922 г. он, начав всего с 20.000 т., с каждым годом (бюджетным) удваивался до заметной цифры 40.000 т.

Возникновение Гербового сбора относится к XVII веку (некоторые историки начало Гербового сбора отодвигают значительно дальше, относя его к эпохе Юстиниана). Установление этого сбора-налога, необременительного для плательщиков, первоначально в Голландии в 1624 г. произошло с целью чисто фискальною, каковой характер остался за ним и на все последующее время вплоть до наших дней. Благодаря этому своему положительному качеству сбор этот быстро распространился по Европе: во Франции — с 1654 г., в Пруссии — с 1682 г., в Австрии — с 1686 г., в Англии — с 1694 г.

В России Гербовый сбор (гербовая пошлина) был введен при Петре I в 1699 г. Для пополнения государственной казны и укрепления во всех делах крепостей, а также для предотвращения споров по крепостным делам и пресечения возможности составлять подложные акты указом от 23 января 1699 г. предписывалось: в Москве во всех приказах, а в городах, пригородах и волостях, где есть приказные избы, иметь бумагу под гербом (отсюда и «гербовая» бумага, «гербовый» сбор) Московского государства следующих сортов: 1) под большим орлом, — на которой писать вотчинные, лавочные, дворовые и на людей крепости, сделочные записи и заемные кабалы на сумму выше 50 р. (гербовая бумага под большим клеймом); 2) под гербом величиною против золотого — для написания крепостей на сумму 50 р. и ниже и челобитных мировых (гербовая бумага под средним клеймом) и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных сказок и выписок в приказах по челобитным делам (гербовая бумага под меньшим клеймом). Гербовая бумага продавалась: под большим клеймом — по 3 алтына 2 деньги, под средним — по 2 деньги и под меньшими — по 1 деньге за лист. Заведывание гербовой пошлиной возложено было на Оружейную палату, где и клеймилась гербовая бумага так, что на листе было 2 клейма по 1 на каждом столбце полулиста, со словами: в большом гербе — «10 копеек», в среднем — «1 копейка» и в меньшем — «1 деньга». За написание крепостей и челобитных на простой, вместо гербовой, бумаге взыскивалась пошлина вдвое против подлежащей уплате за гербовую бумагу. Тогда же, при Петре I, положено было и начало пропорциональному Гербовому сбору. Высочайшим указом от 7 декабря 1699 г. было повелено: на бумаге под клеймом большого герба писать всякие крепости до 1.000 руб. включительно, а для суммы выше 1.000 руб. сделать особое клеймо и назначить цену по полуполтине за столбец и писать под ним до 10.000 руб. включительно, а сверх 10.000 руб. сделать еще клеймо и назначить цену за столбец по полтине и писать под ним всякие крепости и на многие тысячи рублей. Таково происхождение русского Гербового сбора (гербовой пошлины).

Уже с самого начала Гербовый сбор у нас принял двойственный характер: как платы за услуги государства (по челобитным) и как налога на переход ценностей — имущества (по крепостям). Приведенные основные узаконения о Гербовом сборе впоследствии подвергались частым изменениям, преимущественно в смысле увеличения размеров обложения и привлечения к нему новых объектов.

Последующие изменения обычно не согласовывались с предыдущими, вследствие чего самая система Гербового сбора у нас сделалась очень сложной и путаной. Некоторое упорядочение в этом отношении было сделано при кодификации первого Свода законов, при III издании которого в 1857 г. постановления эти были внесены в V том, в раздел 1-й Свода уставов о пошлинах под заглавием «О гербовом сборе». По этому Уставу оплата Гербового сбора документов производилась исключительно написанием их на гербовой бумаге; Гербовый сбор разделялся на простой и пропорциональный. В 1862 и 1868 гг. последовали новые изменения окладов обложения с установлением новых разборов гербовой бумаги.

Не устраненные этими изменениями сложность и запутанность, наличие большого количества изъятий, отсутствие карательных постановлений за нарушения и слабое, вследствие всего этого, поступление Гербового сбора привело к мысли о коренном пересмотре правил о Гербовом сборе, в результате чего в 1874 г. появился новый, на этот раз уже самостоятельный «Устав о гербовом сборе», действовавший до 1 марта 1900 г. Устав этот упростил систему обложения, отменив обложение бумаг внутреннего делопроизводства и установив вместо 9 всего лишь 2 ставки простого сбора — в 40 и в 5 коп., и облегчил способ оплаты, допустив уплату сбора бумагой, впервые введенными марками за каждый месяц. В Уставе введена ответственность частных лиц за нарушение устава: за неоплату или неполную оплату.

В 1893 г. приступлено было к новому коренному пересмотру Гербового устава, проект которого подвергся тщательному просмотру особой, образованной для этого комиссией при б. Государственном совете, был утвержден в июне 1900 г. и введен в действие 1 марта 1901 г. Это был последний дореволюционный Гербовый устав, действовавший до 15 октября 1920 г., т. е. до отмены советской властью всех вообще налогов и сборов. По уставу 1900 г.: 1) простой Гербовый сбор установлен 5 окладов: 5 коп., 10 коп., 15 коп., 60 коп. и 1 рубль, а пропорциональный двух видов: вексельный в 15 коп. с каждой сотни и актовый двух окладов: а) высшего — в 40 коп. с сотни до 10.000 руб. и в 4 руб. с тысячи после 10.000 руб. — и б) низшего — по 40 коп. с каждой тысячи, считая неполные сотни и тысячи за полные; 2) бумаги, акты и документы облагаются или не облагаются Гербовым сбором в зависимости от формы и порядка их совершения; 3) впервые привлечены к пропорциональному Гербовому сбору: а) документы по торговым сделкам (кроме кратких маклерских записок) — актовому низшего оклада; б) задаточные расписки; в) цертепартии (договоры о найме судов под груз); 4) установлена последующая после совершения оплата документов Гербового сбора; 5) как мера наблюдения, установлены ревизии учреждений публичного характера через податных инспекторов и других должностных лиц финансового ведомства. Устав 1900 г. в достаточной степени подтверждает налоговой характер Гербового сбора, чем, в сущности, и объясняется быстрое, при действии этого устава, повышение дохода по Гербовому сбору, оправдавшее возлагавшиеся на устав надежды; особенно же поступление усилилось с повышением по закону 1915 г. ставок Гербового сбора: простого — до 2 р., 1 руб. 25 коп., 25 коп. и 15 коп., пропорционального вексельного — до 20 к., актового — до 5 коп. и 50 коп. (с каждой полной и неполной сотни и тысячи рублей) и достигло 145.000 т., надо думать, главным образом благодаря обложению пропорциональным сбором торговых сделок.

Устав 1900 г. без изменений действовал до конца 1918 г., когда стали вводиться коррективы к нему советской законодательной власти. Первым законодательным актом в этом смысле явился декрет от 19 сентября 1918 г. об учреждении ревизионно-инструкционных по Гербовому сбору. Комиссий при местных органах НКФ (впоследствии вскоре — 29 октября 1919 г. — упраздненных). Из других декретов и постановлений за период 1918 — 1920 гг. укажем на следующие: Постановление ВСНХ от 26 декабря 1918 г. — об освобождении госпредприятий от Гербового сбора; Постановление НКФ от 3 марта 1919 г. и 4 апреля 1919 г. о льготах по Гербовому сбору по делам: о налогах и социалистического землеустройства; Декрет от 7 октября 1919 г. о повышении окладов Гербового сбора (простого в 20 раз и пропорционального в 10 раз); Постановление НКФ от 24 декабря 1919 г. об изменении порядка Гербового сбора бумаг, актов и документов в целях возможного облегчения плательщикам Гербового сбора исполнения правил о сем сборе: 1) допущение уплат Гербового сбора наличными деньгами, на одинаковых основаниях с гербовыми марками, без особого на то предварительного разрешения, 2) допущение уплаты Гербового сбора марками на всякую без ограничения сумму; 3) допущение оплаты Гербового сбора корешковых документов не по корешковому способу и 4) допущение погашения гербовых марок посредством одного лишь перекрещивания; Постановление СНК от 2 января 1920 г. о некоторых изъятиях о Гербовом сборе; по этому закону изъяты были от Гербового сбора все бумаги, акты и документы делопроизводственного имущественного характера по делам: 1) о социальном обеспечении и об охране интересов трудящихся, 2) о социалистическом землеустройстве и землепользовании и устройстве быта земледельческого населения, 3) о здравоохранении, 4) о снабжении населения продуктами и предметами личного и домашнего хозяйства, 5) об учреждении и объединении потребительских кооперативов и по сделкам кооперативов, реорганизованных по декрету от 20 марта 1919 г., с правительственными учреждениями и между собою, 6) о национализации торгпромпредприятий, 7) об организации профсоюзов и по их сделкам, 8) об отводе помещений, въезде и выезде, о ввозе и вывозе, покупке и продаже домашней обстановки и другой движимости, о выдаче свидетельств на право приобретения и ношения оружия, 9) о выборах в госучреждения и о выдаче мандатов, 10) об отмене наследования, 11) о реквизиции и конфискации помещений, вещей и товаров, 12) о принятии на службу в государственные учреждения и о прохождении ее, 13) о призыве в Красную армию и о прохождении службы в ней. 14) по производству чрезвычайных комиссий. Приведенный закон об изъятиях вызвал обширный разъяснительный циркуляр НКФ от 5 мая 1920 г.

После полуторагодового перерыва, в течение которого бездействовали, вследствие отмены, все налоги и сборы, одновременно с возникновением нэпа был введен в действие 1 марта 1922 г. новый — первый революционный — Устав о государственном гербовом сборе, естественно отразивший в себе особенности нового государственного строя. Это сказалось главным образом в стремлении переложить тяжесть обложения на более имущие классы населения и в установлении льгот для государственных предприятий и по делам, касающимся трудового класса (по социальному обеспечению и охране труда). Впрочем, ввиду внезапности восстановления налогов новый Гербовый устав в большей своей части взят был (по содержанию) из прежнего дореволюционного устава 1900 г.; изменена лишь, для облегчения и упрощения пользования им, самая система изложения: в самом Уставе, доведенном всего лишь до 24 статей (вместо прежних 200), помещены лишь общие положения, детализация же объектов обложения перенесена в краткий перечень, являющийся приложением к уставу, а детализация объектов изъятия — в подробный перечень; порядок оплаты и вообще порядок применения устава вошел в инструкцию. Кроме перечисленных, надо еще указать на следующие особенности Устава 1922 г.: 1) простой Гербовый сбор взимается не полистно, как прежде, а подокументно, за весь документ, из скольких бы листов он ни состоял; простой сбор установлен 4-х окладов (в прежнем уставе с последним повышением — 6 окладов); 2) обязанность уплаты сбора всегда лежит на частных лицах (по прежнему уставу это, в виде права, предоставлялось также и правительственным учреждениям); 3) пропорциональный сбор устанавливается в строго процентном (а не градационном, как прежде) отношении к сумме документа: 0,5 %, 0,25 % и 0,1 % (высший, средний и низший оклады); 4) бессрочные договоры оплачиваются по годовой сложности (а не по 12-летней) платежей ежегодно, т. е. введена как бы рассрочка платежа Гербового сбора; 5) срок для дополнительной оплаты пропорционального Гербового сбора документов с неопределенною суммою сокращен до двух недель (вместо прежнего 1 месяца); 6) копии документов, подлежащих пропорциональному Гербовому сбору, оплачиваются в размере лишь 0,1 части сбора с подлинника (прежде — наравне с подлинником, но не свыше 2 руб. за лист); 7) по сделкам, совершенным с участием, в качестве стороны, должностных лиц, отвечают перед Гербовым уставом лишь одни должностные лица (прежде и частные лица отдельно); 8) по сделкам между частными лицами ответственность установлена солидарная (прежде отдельно на каждую сторону); 9) ответственность эта состоит: а) для должностных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и привлечении к дисциплинарному взысканию (по прежнему уставу — 5-кратному штрафу без дисциплинарного взыскания), б) для частных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и сверх того 10-кратного штрафа (прежде лишь 10-кратного штрафа); 10) имущественные взыскания не налагаются, если нарушение обнаружено по истечении трех лет: по договорам и обязательствам — со дня окончания исполнения, а по всем остальным документам — со времени совершения; этим как бы устанавливается давность и на штрафы и на сбор (по прежнему уставу на сбор давности не было, а на штраф — для должностных лиц 5 лет, а для частных лиц общая земская — 10-летняя); 11) в изъятие из правила о солидарной ответственности частных лиц ответственность падает лишь на одну сторону: а) по документам, поступившим из-за границы — на получателей или исполнителей; б) по договорам личного найма — на нанимателей; в) по договорам о неустойках — на получателей неустойки; г) по доверенностям всякого рода — на доверителей, а при их несостоятельности — на доверенных; д) по документам, посылаемым за границу — на сторону, выдавшую документ; е) по транспортным документам, выдаваемым частными транспортными предприятиями, — на эти предприятия; ж) по документам, выдаваемым из корешковых книг или тетрадей, — на сторону, выдавшую документ, и з) по счетам потребительским — на сторону, выдавшую документ (по прежнему уставу в случаях, указанных в пп.: б, в, г и ж — на общем основании на обе стороны, а в случаях, указанных в пп.: е и з, — тоже на одну сторону, но в 30-кратном размере); 12) если нарушение допущено исключительно по незнанию или неясному пониманию закона (особенно по нарушениям формального характера: неправильная наклейка или погашение марок и пр.), но при условии уплаты Гербового сбора полностью (хотя бы и несвоевременно), то виновные могут быть освобождены от ответственности, если нарушение совершено в первый раз (в прежнем уставе этого правила не было); 13) поручительства в форме отдельного акта, вкладные билеты и сохранные расписки обложены пропорциональным сбором среднего оклада (в прежнем Уставе документы эти оплачивались простым Гербовым сбором 4-х окладов: 2 р., 1 р., 15 к. и 10 к., в зависимости от суммы, и лишь вкладные билеты при сумме вклада свыше 2.000 руб. оплачивались пропорциональным сбором низшего оклада); 14) договоры о перевозке грузов и товаров, в том числе железнодорожные накладные и коносаменты, обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по уставу 1900 г. договоры о перевозке — акт. сбором высшего оклада, а железнодорожные накладные и коносаменты — простым полистным сбором в 15 коп.); 15) договоры страхования, страховые полисы и заменяющие их документы обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по прежнему уставу страховые полисы и заменяющие их документы облагались простым Гербовым сбором 5-ти окладов: 2 р., 1 р., 15 к., 10 к. и 5 к., в зависимости от суммы страховой премии, по страхованиям нее от огня, когда сумма страховой премии более 400 руб. — актов, сбором высшего оклада); 16) для погашения марок на документах по сделкам допускается вторая подпись того же лица с перечеркиванием, марок и проставлением даты (по прежнему уставу это допускалось лишь на счетах). На протяжении непродолжительного действия устава 1922 г. последовало 3 существенных закона: 1) от 4 января 1923 г., введенный в действие с 15 января 1923 г., об усилении обложения Гербовым сбором внебиржевых торговых сделок (о купле-продаже, поставке и мене) с 0,1 % до 0,2 %; 2) от 11 апреля 1923 г., введенный в действие с 15 апреля 1923 г., об усиленных (удвоенных) окладах пропорционального Гербового сбора всех трех разрядов для некоторых сделок, сопряженных с повышенною выгодностью для сторон: 1) о продаже строений, о передаче торговых и промышленных предприятий, о дарении, об учреждении торговых и промышленных товариществ, выпускаемые акционерными и смешанными обществами акции, облигации и временные свидетельства — 1 %; 2) долговые денежные обязательства разных наименований, совершаемые между частными лицами (кроме векселей) — 0,5 % и 3) запродажные записи на строения и торговые или промышленные предприятия, договоры о перевозках, заключаемые между частными лицами, договоры о страховании товаров и домашнего имущества, а также о страховании процентных бумаг от тиражей и о страховании курса (репорт), надписи о передаче прав и обязанностей по договорам, упомянутым в этом законе — 0,2 %; 3) от 28 сентября 1922 г. — о восстановлении утраченного судебными местами права выносить определения о взыскании Гербового сбора и штрафа по представляемым им документам. Кроме этих главных законодательных актов, за время действия устава последовал целый ряд сепаратных постановлений НКФ об изъятиях как по объекту (для документов), так и по субъекту (для юридических и физических лиц).

1 января 1924 г. введен в действие действующий и поныне новый устав о государственном Гербовом сборе, утвержденный 17 августа. В общем, в основных своих положениях, новый Устав, или вернее, как он и называется, «Устав в новой редакции», не отличается сколько-нибудь резко от своего предшественника: он имеет дело с теми же объектами обложения, но к некоторым из них применяет другие, повышенные ставки и лишь сравнительно в редких, хотя и имеющих большое практическое значение, случаях устанавливает новые объекты обложения, находя их среди изъятий от Гербового сбора; он исходит от действующего порядка уплаты Гербового сбора, но вводит некоторое улучшение, стремясь к большему облегчению плательщиков сбора; он не уменьшает ответственности за нарушения правил гербового обложения, но вместе с тем более справедливо распределяет ее между должностными и частными лицами; наконец, он хотя не только не уменьшает числа изъятий, а наоборот, увеличивает и расширяет их и качественно и количественно, но делает это применяясь к требованиям нового государственного строя, новым формам жизни и посему вводя изъятия там, где они вызываются соображениями или политическими или экономическими. Действующий Устав является главным образом такою же кодификацией всего законодательного материала, предшествовавшего его изданию (кроме декрета еще около 50 постановлений НКФ об изменении и дополнении подробного перечня и инструкции о порядке применения), но кодификацией, сделанной при более благоприятных условиях, после достаточного обсуждения степени годности этого материала; в нем нашли место лишь несколько законодательных новелл, не имеющих законодательных прецедентов и вызванных к жизни при составлении и обсуждении его проекта мотивами и юридического и фискального характера. В частности заслуживают внимания следующие особенности действующего Устава, отличающие его от прежнего. I. В самом Уставе: 1) установление минимума пропорционального Гербового сбора (6 коп.); 2) сокращение срока для последующей оплаты с одного месяца до двух недель; 3) установление раздельной ответственности по сделкам с участием, в качестве стороны, должностных лиц; 4) сокращение числа случаев наложения взыскания лишь на одну сторону, выдавшую документы (из этого правила исключены: а) документы, вырезаемые из корешковых книг, б) документы транспортные, выдаваемые частными транспортными предприятиями, и в) счета потребительские — по всем этим документам ответственность положена на общем основании, т. е. солидарная); 5) фиксация трехлетней давности на Гербовый сбор; 6) учреждение губернских по Гербовому сбору комиссий для рассмотрения жалоб на постановления губфинотделов о наложении гербового штрафа и предоставление плательщикам права лично или через доверенного присутствовать в комиссии при рассмотрении дела и давать объяснения. Д. В табели обложения: 1) понижение размера оплаты Гербового сбора квитанций, выдаваемых должностными лицами частным лицам по их желанию — с 15 коп. до 6 коп.; 2) установление градации засвидетельствованных доверенностей на облагаемые Гербовым сбором в 1 р. 65 коп. и в 1 рубль и обложение незасвидетельствованных доверенностей на отдельные действия (так называемых доверительных записок) Гербового сбора в 15 коп.; 3) привлечение к обложению Гербового сбора большинства надписей, ранее не облагавшихся: а) поручительных и о переводе именных процентных бумаг на другое лицо или на предъявителя и обратно — 1 руб. 65 коп.; б) передаточных на векселях и других долговых обязательствах, вкладных билетах, сохранных расписках, свидетельствах товарных складов (варрантах), исполнительных листах, талонах к ассигновкам и т. п. документах — 6 коп.; в) платежных на договорах, обязательствах и других документах — 6 коп.; г) об отсрочках на всякого рода долговых документах и обязательствах — как самые документы, так и обязательства; д) о протесте (на векселях) — 1 рубль; 4) привлечение к обложению так называемых потребительских счетов (и юридически равнозначащих с ними документов: расписок, квитанций) по словесным сделкам пропорциональным Гербовым сбором вместо простого, 6-копеечного; 5) введение в закон определения торговой сделки, как «сделки о покупке товаров для перепродажи в торговых предприятиях, материалов для переработки в промышленных предприятиях, а также о покупке используемых без погашения при торговле или в промышленных предприятиях вспомогательных материалов, например упаковочных, смазочных, топливных, осветительных и тому подобных»; 6) повышенное обложение договоров и обязательств о комиссии — 1 % (вместо 0,5 %); 7) обложение абонементных билетов, квитанций и тому подобных документов абонентного характера пропорциональным Гербовым сбором — 0,1 %; 8) обложение счетов по словесным сделкам о перевозке как договоров, то есть пропорциональным Гербовым сбором низшего оклада. III. В перечне изъятий: 1) коммерческие, предприятия, находящиеся в ведении свободных от Гербового сбора учреждений и организаций, поименованных в перечне, от платежа Гербового сбора не свободны и уплачивают его наравне с частными лицами; 2) установление схемы, по которой определяется размер не облагаемого Гербовым сбором минимума суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, а именно, если сумма документа превышает не более как в 50 раз причитающийся с него Гербового сбора (правило, не отличающееся простотой и доступностью для широких масс); 3) копии документов, свободных от Гербового сбора, также освобождены от обложения, куда бы они ни представлялись, за исключением копий акцизных и промысловых патентов и бумаг, облагаемых консульскими сборами, а также выдаваемых телеграфными учреждениями засвидетельствованных копий с отправленных телеграмм; 4) изъяты от Гербового сбора приложения к разного рода письменным обращениям в правительственные учреждения и к должностным лицам, если приложения эти сами по себе Гербовому сбору не подлежат; 5) изъяты от Гербового сбора ответы правительственных учреждений и должностных лиц на свободные от сбора письменные обращения к ним, а также ходатайства, подаваемые им о выдаче документов, свободных от Гербового сбора; 6) освобождены от Гербового сбора документы по делам здравоохранения; 7) введен ряд изъятий для сельского населения: а) для документов по делам трудового землепользования и связанного с ним землеустройства и переселения на свободные земли, б) для письменных обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам по делам сельскохозяйственных мелиорации, по развитию специальных культур, по улучшению скотоводства и рыболовства, по развитию пчеловодства и шелководства; в) для документов по дополнительному к окладному государственному кратному страхованию строений от огня в сельских местностях; 8) изъяты от Гербового сбора копии бумаг и документов, подаваемые в судебные учреждения для сообщения противной стороне; 9) изъяты от Гербового сбора квитанции и расписки в получении содержания, зарплаты, пособий, пайков и т. п., также и из частных учреждений, предприятий и организаций; 10) изъяты от Гербового сбора жалобы (возражения) на обложение налогами и сборами, государственными и местными, за исключением жалоб, подаваемых центральным органам советской власти; 11) изъяты от Гербового сбора письменные обращения в правительственные учреждения и к должностным лицам по залогам, вносимым в казну в обеспечение исполнения договоров и обязательств; 12) § 79 Перечня предоставляет Наркомфину право освобождать от Гербового сбора всякие другие (кроме перечисленных в Перечне) документы, которые НКФ найдет необходимым освободить от Гербового сбора; это право широко использовано введением за время действия Устава весьма значительного числа изъятий, при. чем изъятия эти касались не только документов, но также юридических и физических лиц, на что Перечень права не дает. (Вообще же вопрос об изъятиях — самое уязвимое место действующего Устава.) IV. В инструкции по применению Устава: 1) указаны случаи, когда последующая оплата Гербового сбора документов не допускается: а) для документов, совершаемых при участии правительственных учреждений и должностных лиц; б) для векселей; в) для сделок, совершаемых на биржах (впоследствии Уставом допущена оплата не позже следующего за совершением сделки дня); г) для договоров с выдачей (фактической) аванса; д) для документов, выдаваемых из корешковых книг или тетрадей; 2) договоры на сумму «от — до» признаны договорами, подлежащими первоначальной оплате пропорциональным сбором по наименьшей сумме; 3) представление квитанции в оплате Гербового сбора документа наличными деньгами должностному лицу для учинения погасительной надписи не требуется; 4) правительственные учреждения и должностные лица при учинении погасительной надписи на оплачиваемом гербовыми знаками документе не входят в рассмотрение вопроса о правильности и своевременности оплаты его Гербового сбора и не несут по ней ответственности, если только сами они не участвовали в качестве стороны в совершении, выдаче, передаче, исполнении этого документа, а также в засвидетельствовании, регистрации, рассмотрении или утверждении; 5) при дополнительной оплате Гербового сбора договоров и сделок на неопределенную сумму пропорциональный сбор может быть перенесен на счет с погашением марок самими выдавателями счета; 6) погашение марок на документах может быть произведено, между прочими способами, также и специальною (второю и т. д.) подписью выдавателя документа, с перечеркиванием и проставлением даты (способ, широко открывающий путь для злоупотреблений); 7) приводится перечень документов, которые должны быть выдаваемы исключительно путем вырезывания их из корешковых книг и тетрадей с применением корешкового способа погашения марок: а) свидетельства, билеты и расписки по приему денежных вкладов, кроме вкладов на текущий счет; б) свидетельства, билеты и расписки, выдаваемые кредитными учреждениями в приеме вкладов на хранение, и магазинами, складами и т. п. предприятиями — всякого имущества на хранение; в) билеты, квитанции и т. п. документы абонементного характера, кроме абонементных железнодорожных билетов; г) счета или заменяющие их документы, выдаваемые ресторанами, кафе, гостиницами и другими предприятиями, на которые распространяется закон об обязательной выдаче счетов. V. Подробный перечень: А) Общие положения: 1) перечень изъятий дополнен здесь целым рядом существенных льгот по Гербовому сбору как для лиц юридических и физических (изъятия по субъекту), так и для бумаг и документов (изъятия по объекту), при чем в последнем случае проведено различие между изъятием для всех документов вообще и изъятием для бумаг делопроизводственных; в более развитом и детализованном виде изъятия повторены в самом Подробном перечне; 2) подчеркнуто еще раз (помимо перечня изъятий) новое правило о том, что в отношении Гербового сбора совершенно в одинаковом положении находятся бумаги как подаваемые, так и выдаваемые в ответы на них, т. е. если свободно от Гербового сбора письменное обращение, то также свободен от сбора и собственно ответ, или другая, выдаваемая в ответ бумага (документ), и наоборот, если свободен от Гербового сбора выдаваемый документ (свидетельство, справка, копия и т. д.), то не подлежит сбору и письменное обращение (ходатайство) о выдаче его; 3) впервые вводится в Подробный перечень определение понятия «копия» — «документ, заверенный или правительственным учреждением, иди стороной, выдавшей документ, либо участвовавшей в его совершении, но не той стороной, у которой находится копия»; 4) вводится правило, по которому пропорциональный Гербовый сбор не может быть ниже простого сбора IV разряда, т. е. 6 коп.; 5) вводится существенный корректив к закону (§ II Пер. изъят.) о необлагаемом минимуме суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, путем распространения этого правила также и на документы, подлежащие оплате пропорциональным Гербовым сбором (корректив этот вводится не в законодательном порядке). Б) В самом Подробном перечне: 1) изъяты от Гербового сбора договоры о найме рабочих не только в промышленные предприятия (заводы, фабрики и т. п.), но также и в торговые (склады, магазины и т. п.); 2) договоры с суммою «до» или «не свыше» признаны договорами на неопределенную сумму с оплатою их первоначально в 1 руб. 65 коп.; 3) договоры об отказе от договора или о его расторжении и об отсрочке исполнения договора или обязательства без увеличения суммы впервые разделены на договоры: а) с возмещением за расторжение или с вознаграждением за отсрочку — с оплатой их Гербового сбора в 0,5 % с суммы возмещения или вознаграждения и б) без возмещения за расторжение, или без вознаграждения за отсрочку, с оплатой их Гербового сбора в 1 р. 65 коп. как договоров, не подлежащих денежной оценке; 4) по принятым к исполнению заявлениям о поставке электрической энергии для освещения на неопределенную сумму пропорциональный Гербовый сбор уплачивается на счетах; от уплаты первоначального простого Гербового сбора (1 руб. 65 коп.) эти заявления освобождены; 5) обращение нескольких лиц по одному общему делу (коллективные), а также одного лица по нескольким предметам в одной бумаге оплачивается Гербовый сбор как один документ, ответы же по таким обращениям — по числу ответов; б) обращения контрагентов казны по подрядам и поставкам о выдаче им денег или о производстве расчетов, если эти обращения вытекают из принятых контрагентами обязательств и договоров и не требуют особых ответов, кроме уплаты денег и производства расчетов, от Гербового сбора изъяты; 7) изъятие от Гербового сбора обращений рабочих и служащих правительственных учреждений по делам, связанным с прохождением ими службы, распространено также и на бывших сотрудников правительственных учреждений; 8) счета на акциз, наложенный на товар, оплачиваются Гербовым сбором на общих для счетов основаниях, по характеру счетов. Наконец, из изданных впоследствии узаконений по Гербовому сбору надо указать на следующие: 1) об обложении всех без исключения выписок о рождении и смерти 15-коп. сбором, 2) валютных и фондовых сделок — простым Гербовым сбором в 6 коп., 15 коп., 1 руб. и 1 руб. 65 коп., 3) текущих счетов — простым 15-копеечным вместо пропорционального, 4) об изменении § 2 Перечня изъятий в смысле освобождения от Гербового сбора госпредприятий, состоящих на бюджете, 5) об освобождении от Гербового сбора учреждений сельскохозяйственного кредита, 6) плановых поставок минерального топлива, 7) судебных исков до 25 руб., ходатайств и жалоб по налогам до 25 руб., 8) об оплате Гербовым сбором договоров, подлежащих обязательному нотариальному засвидетельствованию в момент их подписания на общем основании, 9) о расширении корешкового способа оплаты документов Гербовым сбором путем распространения его на документы, выдаваемые из копировальных книг, 10) об изъятии от Гербового сбора: а) письменных обращений частных лиц и организаций в волостные, районные и соответствующие им исполкомы и сельсоветы по всем делам, кроме дел, касающихся торговых и промышленных предприятий, и б) письменных ответов на эти обращения; 11) об изъятии от Гербового сбора крестьянских обществ взаимопомощи, 12) об изъятии от Гербового сбора коллективных и трудовых договоров и документов по их исполнению и 13) о Гербовом сборе с документов по торговым сделкам биржевым и внебиржевым, подлежащим обязательной регистрации на бирже (пост. ЦИК и СНК от 17 сентября 1926 г.). Кроме того, имеется длинный ряд всевозможных изъятий от Гербового сбора, перечислять которые здесь нет необходимости. В настоящее время заканчивается пересмотр действующего Гербового устава с целью его упрощения и облегчения пользования им; между прочим предполагается отказаться от усиленных ставок пропорционального Гербового сбора, сократить число ставок как простого, так и пропорционального сбора, установить минимум и максимум ответственности (от — до) за нарушения Гербового устава, значительно сократить изъятия и пр.

Гербовый сбор представляет собой пошлину, устанавливаемую государством на правовые документы, акции, транспортный сбор недвижимость, ценные бумаги, сбор на содержание, а иногда и развитие инфраструктуры. Взимается гербовый сбор как с физических, так и с юридических лиц. И является составной частью налогообложения.

Процесс взимания гербового сбора регулируется соответствующим Уставом, который разрабатывается в каждой конкретной юрисдикции согласно действующему государственному законодательству для процедуры оформления гражданско-правовых сделок. В оффшорных юрисдикциях Гербовый сбор применяется при купле-продаже акций и ценных бумаг на фондовых биржах, а также для удостоверения подлинности подписи.

Как определяется

Сумма гербового сбора может определяться двумя вариантами:

1.Это может быть фиксированная стоимость и в разных странах ставки значительно расходятся в довольно значительном диапазоне. В некоторых юрисдикциях – к примеру, Белизе, Гербовый сбор отсутствует.

2.Стоимость гербового сбора может определяться в зависимости от суммы сделки в соответствии с договором купли-продажи или с учётом стоимости налогооблагаемого объекта. В некоторых странах гербовый сбор является налогом на стоимость, который взимается в качестве процента от стоимости.

Способы подтверждения

Факт выплаты гербового сбора физическим или юридическим лицом может быть подтверждён тремя способами:

1.Наклеивание особой гербовой Марки,

2.Проставление печати

3.Приобретение специального гербового бланка

Только в этих случаях документ приобретает юридическую силу. Вид подтверждения гербового сбора также определяется законодательством конкретной юрисдикции. Нарушение процедуры взимания гербового сбора может повлечь за собой различные санкции – от денежного штрафа до уголовной ответственности. Ещё задолго до начала битв на оффшорном фронте, правительство Великобритании начало борьбу со схемами по уклонению от уплаты Гербового сбора.

Гербовый сбор весьма разнообразен в различных государствах и на приобретении недвижимости, В прошлом году в Великобритании был резко увеличен гербовый сбор на элитную недвижимость. Сумма, определяющая престижность также изменилась – если до этого статус элитного жилья начинался от суммы в 1 миллион фунтов стерлингов и составлял 5%, то после изменения законодательства семью процентами стала облагаться недвижимость стоимостью от 2 миллионов.

(Пока оценок нет)

Словно в ответ на растущие признаки недовольства колоний британское правительство разместило там свои войска на постоянной основе. До войны с французами и индейцами, когда колониям не давали покоя индейцы, голландцы, испанцы и французы, британских войск в этих местах не было. И вот теперь, когда все опасности были позади, после заключения Парижского договора парламент проголосовал за размещение в колониях постоянного формирования из 10 000 британских солдат.

Это было явно больше необходимого - и больше того, о чем просили британские генералы, находившиеся в Америке. Больше того: британских солдат размещали не на фронтире, где еще можно было бы говорить об их необходимости на случай восстаний индейцев или набегов испанцев. Ничего подобного! Их расквартировали в наиболее крупных и благоустроенных городах.

Американцы могли возражать - и делали это вполне убедительно, - говоря, что солдат перевели в Америку для того, чтобы дать работу армейским офицерам, которых в противном случае по завершении войны пришлось бы отправить в отставку с половинным жалованьем. Разместили же эти отряды так, чтобы их можно было использовать против недовольных американцев, а отнюдь не против каких-то врагов Великобритании. Британское правительство осталось глухо к этим жалобам. В метрополии были проблемы, которые казались гораздо более серьезными: проблемы финансовые.

В апреле 1763 года премьер-министром стал Джордж Гренвиль, перед которым встала неразрешимая задача. Британский государственный долг в результате войны с Францией достиг 136 миллионов фунтов. Для тех дней это была громадная сумма, и к тому же правительственные расходы также возросли. Совершенно необходимо было ввести новые налоги, но эта мера всегда бывает крайне непопулярной. Попытки Гренвиля ввести тот или иной налог неизменно блокировал неумолимо настроенный парламент (при поддержке столь же неумолимо настроенного населения Британии). Наконец, отчаявшемуся Гренвилю пришло в голову разместить налоги в колониях. В конце концов, государственный долг образовался в результате войны, которая во многом велась в интересах колоний, - и именно с их порога убрали угрожавших им французов. Кроме того, во время войны американцы процветали и богатели во многом благодаря контрабанде, которая приносила им прибыли в ущерб британцам.

Тогда почему бы американцам теперь не поучаствовать в компенсации военных расходов? В 1764 году Гренвиль провел через парламент Закон о сахаре, который повысил пошлины на сахар, вино, кофе и ткани. Это были косвенные налоги: их платили импортеры, которые затем перекладывали свои расходы на потребителя. Однако, несмотря на все усилия британцев, такие косвенные налоги собирались с большим трудом, а контрабанда продолжала создавать огромный разрыв между теми суммами, которые должны были бы поступать, и теми, которые удавалось получать в реальности.

Гренвиль также принял законы, запрещавшие колониям выпускать бумажные деньги. Бумажные деньги в целом стоили меньше своего номинала в золоте. Из-за этого должникам было выгодно выплачивать долги бумажными деньгами. Поскольку в целом американцы были должниками британцев, бумажные деньги были выгодны колониям и невыгодны британским торговцам. Однако этого было явно мало. Необходимо было нечто иное прямой налог. Надо было заставить потребителя платить некие суммы в определенных обстоятельствах при таких условиях, чтобы платы избежать было бы невозможно. Возникла прекрасная идея сделать все официальные бумаги недействительными при отсутствии особой гербовой марки, а затем брать за такую марку деньги, которые поступали бы британскому правительству. Марки можно было сделать различного номинала, начиная с нолупенса и кончая десятью фунтами, и каждаяофициальная сделка требовала бы марки по цене, соответствующей ситуации.

Любой обратившийся в суд должен представить бесчисленное количество бумаг - и на каждую надо будет поставить гербовую марку ценой три шиллинга. Любой получивший диплом должен заплатить два фунта за марку, которая будет на него поставлена, - иначе он не получит этого диплома. Различные лицензии также потребуют марки, как и купчие, газеты, объявления, альманахи, игральные карты и кости.

Такой налог обязательно окажется прибыльным, так как избежать его будет невозможно, поскольку без марки любые сделки и бумаги будут незаконными. А если вдобавок к этому учредить суровые штрафы за нарушения, то, по подсчетам, налог мог давать 150 000 фунтов в год.

Единственной уступкой чувствам американцев было то, что правительственные агенты, которые должны будут продавать марки и собирать налоги, будут не британцами, а американцами. Похоже, было, что такая мысль парламенту понравилась. Закон о гербовом сборе был принят 22 марта 1765 года и должен был вступить в силу 1 ноября того же года. А затем, 15 мая 1765 года, парламент принял Закон о постое, согласно которому при необходимости британских солдат можно было размещать в частных домах.

Предлогом стало недостаточное количество в колониях казарм, где можно было бы должны образом разместить солдат. Однако было совершенно очевидно, что солдаты, поселенные в жилом доме против воли его хозяина, могут оказаться очень неудобными гостями, а если тщательно подбирать такие дома, то право помещать солдат на постой можно будет использовать как способ наказания тех лиц, которые вызвали недовольство правительства. Хотя между этими двумя законами связи не было, американцы были уверены, что Закон о постое был принят для того, чтобы подавить протесты против гербовых марок, расквартировав солдат в домах наиболее активных протестующих. Если Закон о постое был задуман как средство заставить американцев не высказывать своего мнения о Законе о гербовом сборе, то он не сработал. По правде говоря, трудно было бы придумать другой такой же налоговый закон, который бы настолько же быстро невзлюбили американцы. Во-первых, Закон о гербовом сборе был первым прямым налогом, которым британское правительство обложило жителей колоний. Впервые любому американцу приходилось запускать руку в свой личный карман за деньгами, которые должны были прямо отправиться королю Великобритании. Достаточно плохо было уже то, что этот налог облегчал карман колониста, а новизна такого приема еще сильнее усугубляла положение.

К тому же этот закон особенно больно ударял по тем группам населения, которые были способны прекрасно выражать свои мысли и обладали немалым влиянием:.по юристам, которые обнаружили, что гербовые марки необходимы для каждого официального документа, и по издателям газет, на чью продукцию также предписывалось ставить марки. На тот момент в стране печаталось двадцать пять газет - и у них была масса читателей. Более того, Закон о гербовом сборе был всеобщим, поскольку распространялся в равной мере на все колонии: тем самым британцы лишились возможности восстановить одну часть против другой, - а время его появления пришлось на послевоенный период экономического спада. Все эти факторы сделали Закон о гербовом сборе совершенно неприемлемым для американцев. Прежде всего, американцы не признали справедливость этого налога. Они утверждали, что британцы понесли огромные расходы в войне, которая велась в первую очередь в защиту британских интересов в Европе и Азии. В той части военных действий, которые велись в Северной Америке, сами американцы участвовали людьми и деньгами, причем это участие было совершенно не пропорционально населению.

Но даже если бы этот закон был справедливым, он был бы неприемлем принципиально, потому что его навязали им без их согласия, а это было нарушением «естественного права», а также прав американцев как свободных подданных короны. Джеймс Отис нашел для него фразу, которая облетела все колонии и стала призывом к действию для всех, кому в это десятилетие предстояло оказывать сопротивление британскому правительству. Он сказал: «Налогообложение без представительства - это тирания». Иными словами, американский парламент мог бы принять решение о введении такого закона, как Закон о гербовом сборе, и о передаче полученных с его помощью средств Великобритании, и это было бы законно. Или американские представители могли бы заседать в британском парламенте и выступить против Закона о гербовом сборе, но он мог быть принят в результате голосования большинством парламентариев - и это по-прежнему было бы законно. А вот принятие закона без предоставления американцам возможности изменить мнение парламентариев было незаконно и являлось актом тирании

Британцы смотрели на это иначе. В то время за представителей, выдвигавшихся в парламент, могли голосовать только люди, обладающие собственностью определенного размера. Большинство британского населения права голоса не имело и не было представлено в парламенте, однако их можно было облагать налогом по решению парламента - и это делалось.

Однако американцы считали такую аналогию фальшивой. Пусть не обладающий собственностью житель Великобритании и не имел права голоса, но он легко мог о себе заявить. Он мог кричать, устраивать демонстрации и бунты, и если закон оказывался достаточно непопулярным, то поднявшиеся из-за него волнения заставили бы парламент призадуматься, особенно после событий прошлого века, когда король Карл 1 был казнен, а король Яков 2 - изгнан.

И наоборот, кого в парламенте будут волновать протесты и бунты, которые происходят на территории, удаленной от метрополии на пять тысяч километров и находящейся за океаном? И действительно, принимая Закон о гербовом сборе, парламент не видел оснований тревожиться из-за недовольства, которое будет проявляться настолько далеко. Американцам предстояло найти способы заставить парламент встревожиться.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты