22.11.2020

Какой штраф за строительство без разрешения на строительство? Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области Ответственность за строительство без разрешительной документации.


Приветствую, друзья! Сегодня будет очень интересная статья. Обязательно читайте ее до конца.

Строительство, как и любой другой вид деятельности, регулируется отраслевым законодательством, нормативами, правилами, регламентами. Соблюдение законов и норм – залог успешной реализации любого дела.

Штраф за строительство без разрешения

Ответственность за самовольное строительство без разрешительных документов вы понесете однозначно. Разберем подробнее — какие штрафы на вас могут наложить в этом случае.

Согласно статье 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) вам полагается штраф за строительство без разрешения на строительство. Размер штрафа варьируется в зависимости от статуса нарушителя (таблица 1).

Таблица 1

Статус нарушителя

Размер штрафа, тыс. руб.

Иное наказание

Гражданин (физическое лицо)

Должностное лицо

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель)

Юридическое лицо

административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток

Дополнительные наказания

Если вы начали возведение объекта не на своей земле (не имеете на нее никаких прав), вас могут наказать по статье 7.1 КоАП РФ и предъявить штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа за постройку в этом случае зависит от кадастровой стоимости земельного участка и статуса нарушителя (таблица 2).

Таблица 2

Статус нарушителя

Размер штрафа,

% от кадастровой стоимости

Минимальное значение,

тыс. руб.

Максимальное значение,

тыс. руб.

Гражданин

(физическое лицо)

Должностное лицо

Юридическое лицо

За самовольное строительство объекта, который не относится к разрешенным видам использования недвижимости на данном участке, также предусмотрен штраф (статья 8.8 КоАП РФ). Размер штрафа за нецелевое использование земельного участка колеблется от 0,5 до 2 % от установленной кадастровой стоимости или от 10 до 200 тысяч рублей, если она не определена (таблица 3).

Таблица 3

Статус нарушителя

Размер штрафа,

% от кадастровой стоимости

Минимальное значение,

Максимальное значение,

Гражданин

(физическое лицо)

Должностное лицо

Юридическое лицо

Подробнее о разрешенных видах использования вы можете прочитать в статье « »

И наконец, самое печальное наказание за самострой – вас могут обязать снести самовольную постройку лично или с чьей-либо помощью, но за ваш счет.

Можно ли узаконить самовольную постройку?

Узаконить самовольную постройку возможно через суд. Об этом говорится в части 3 статьи 222 ГрК РФ.
Как показывает судебная практика, такие прецеденты бывают. Решения судов по данному вопросу зависят от каждого конкретного случая.

Основной вывод, который следует сделать из этой статьи, состоит в следующем: обязательно получите разрешение на строительство заранее, чтобы избежать различных штрафов и других неприятных последствий.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Недвижимость нуждается в регистрации, но многие собственники сознательно ее игнорируют. Считается, раз земля принадлежит владельцу, значит с ней можно делать что угодно и строить что захочется. Зачем тратиться на разрешения и уведомления? Между тем, за незаконное строительство на участке грозят правовые санкции.

Последствием от возведения самовольной постройки в РФ может быть не только штраф, но и уголовная ответственность. Надзорные органы особо не церемонятся с нарушителями. Стоит ли идти на риск или лучше узаконить постройку? Какие штрафы грозят нарушителям в 2020 году и как их избежать – ответы в нашей статье.

Различают капитальные и некапитальные строения. Первые подлежат обязательной регистрации, а вторые нет. Капитальные постройки представлены объектами, которые имеют фундамент. Их нельзя переместить без ущерба конструкции.

До 4 августа 2018 года можно было построить гараж, садовый домик, пристройку и прочие некапитальные объекты без разрешения на строительство. Новые правила обязали регистрировать частные дома на участках под ИЖС – теперь вместо разрешения действует уведомительный порядок – в силу ст. 51 ГрК РФ.

Налоговые службы проводят регулярные рейды по садовым участкам. Цель таких рейдов – выявить незаконные постройки и привлечь нарушителей к ответственности. Сейчас активно внедряют аэрофотосъемку территорий СНТ. Квадрокоптеры летают по воздуху и обнаруживают объекты даже за самым высоким забором.

Пример:

Иванов и Петров – соседи по садовому участку. Оба оформили землю под ИЖС, оба живут в построенных жилых домах. Иванов имеет автомобиль и ему нужен гараж. Он нанимает бригаду строителей, оформляет проект и готовится к стройке. Учитывая, что гараж будет капитальным – Иванову нужно уведомить администрацию о строительстве. Затем нужно поставить гараж на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности + уплачивать налог на недвижимость. В противном случае – штраф или снос постройки. Петрову гараж не нужен – ему нужен уличный туалет и небольшой сарайчик под инвентарь. Оба строения без фундамента. Право собственности на них оформлять не нужно. Строительство также не требует уведомления властей. За отсутствие регистрации туалета и сарая Петрову не грозят никакие санкции.

Последствия возведения самостроя

Незаконно возведенная постройка считается самостроем. Квалифицировать объект как «самоволку» можно в соответствии с Гражданским кодексом.

Закон четко выделяет следующие признаки самостроя:

  • застройка на земле не под строительство (например, участок под личное подсобное хозяйство – ЛПХ);
  • строительство на чужом земельном участке;
  • отсутствует оформление разрешений/уведомлений;
  • нарушены требования СНИП и прочие нормы.

Совокупность таких признаков дает основания признать строение – самостроем. Застройщику, который его возвел, угрожают юридические санкции.

Чем грозит возведение самостроя:

  • Административная ответственность – применяется в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ. Инициатор застройки не имеет право распоряжаться объектом: продать, подарить, обменять, заложить, сдать в аренду и прочее. Самовольные постройки подлежат сносу или приведению в благопристойный вид по всем параметрам. Затраты на снос ложатся на нарушителя. Вместе с тем владельцу грозит административный штраф в рамках КоАП РФ.
  • Уголовная ответственность – в силу ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Наказанием является штраф, арест, обязательные или принудительные работы, вплоть до тюремного заключения. Однако деяния нужно доказать. Обычно наказывают предпринимателей, которые строят на ИЖС объекты под ведение бизнеса, но не регистрируют их в Росреестре.

Чаще всего встречаются административные санкции – и ярким примером является штраф от Налоговой.

Какой штраф?

  1. Отсутствие разрешения/уведомления о строительстве капитальных объектов, когда такие разрешения нужны по закону, наказывается:
  • на незаконных предпринимателей – аналогично штрафу для должностных лиц, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
  • для юридических лиц (компаний) – от полумиллиона до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на аналогичный для незаконных предпринимателей срок.
  1. Несоблюдение сроков уведомления администрации о начале и завершении строительных работ на участке, наказывается:
  1. Непрерывность работ, когда были составлены акты об устранении недостатков при строительстве, наказывается:
  1. Нарушение правил по эксплуатации объекта капитального строительства наказывается:
  • юридическим лицам – от пятисот тысяч до 1 млн рублей.

Вторая разновидность наказаний в РФ за нецелевое использование земельных ресурсов. Если собственник застроил участок под ЛПХ, ему грозит административная ответственность по ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Статья 8.8 КоАП отмечает санкции за подобные нарушения в виде штрафов:

Если кадастровая цена не определена, применяются штрафные санкции. Физическим лицам – от 10 до 20 тысяч, представителям власти – от 20 до 50 тысяч, а компаниям – от 100 до 200 тысяч рублей. Неуплата чревата долгами и начислением пени.

Куда жаловаться на незаконное строительство?

Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?

Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган , например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.

Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.

Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.

Ознакомьтесь с жалобой на незаконное строительство:

Читайте также о решениях судов по делам о сносе самовольных построек - мы собрали подборку постановлений, анализ судебной практики и нововведений в принятии решений.

Как избежать штрафа за самострой?

Для тех, кто начал самовольное строительство, могут быть проблемы. Однако избежать штрафов все же можно – с помощью легализации постройки . Срок действия «дачной амнистии» был продлен, и она действует до 1 марта 2021 года.

Оптимальный вариант – узаконить самострой в административном порядке . Для этого понадобится экспертиза, одобрение госинспекции, ДГИ, Земельной комиссии и отдела архитектуры. Процедура не из легких, не исключено – что последует отказ. В таком случае остается вариант с легализацией самостроя через суд – в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ.

Иск о признании права собственности на возведенное строение подается в городской или районный суд.

Полномочиями на подачу иска обладают:

  • собственник или совладельцы земельного участка;
  • владелец территории с правом бессрочного пользования;
  • владелец земли с правом пожизненного наследуемого владения.

Ответчиком будет орган ФКП «Росреестра» и местная администрация, которые вынесли отказ в легализации строения.

Суд знакомится с материалами дела и рассматривает документы на самострой. В частности, изучается, соответствует ли объект нормам СНИП, расстояние от забора соседей, этажность частного дома, назначение постройки, целевое использование участка и т.д.

Если самострой не отвечает градостроительным, санитарным и пожарным нормативам, представляет угрозу для окружающих, заходит за границы соседа, расположен на муниципальной земле без разрешения, нарушает права совладельцев – суд откажет в признании права собственности на самовольное строение. Если право собственности подтверждено, останется его зарегистрировать. Для этого собственник обращается в МФЦ или Росреестр и получает выписку из ЕГРН. Отныне он считается полноправным владельцем и штрафы ему не грозят.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

Ответственность за самовольное строительство: штрафы и другие его последствия

Самовольные, незаконные постройки в нашей стране – явление вполне привычное и очень распространённое. Масштабы у таких сооружений могут быть разными – от коттеджа до многоэтажки.

Причины появления огромного количества «самоволок» тоже различны – от банального незнания до прямого мошенничества. Второй случай – когда недобросовестный застройщик возводит дома без разрешения, а покупатели незаконных квартир потом теряют средства, часто безвозвратно.

Однако любой горе-строитель однажды может быть оштрафован. Это только одна из мер ответственности, о которой очень важно знать. Поэтому сегодня мы расскажем, какой размер штрафа за самовольное строительство (самострой) предусмотрен в России с 2015 года.

Штрафы за самовольное строительство в России

Строительство, которое кто-либо выполнил самовольно, – весьма широкое понятие. Ответственность за это зависит от серьёзности нарушения. Например, если «самоволка» противоречит градостроительному кодексу, то порядок наказания может быть:

  • административным;
  • имущественным;
  • дисциплинарным;
  • уголовным.

Во многих случаях нельзя начинать стройку без специального разрешения. Если имеет место возведение дома без проекта, и строительство всё-таки идёт, то виновник может получить штраф за самовольную постройку (самострой).

  • Физлицо при этом выложит не менее двух и не более пяти тысяч рублей. ИП – в десятикратных пределах.
  • Юрлица поплатятся в размере от полумиллиона до миллиона рублей.

Однократным штрафом можно и не отделаться. Если есть предписание о приостановлении строительства, а оно продолжается, штрафы последуют снова.

  • Для физлиц сумма будет, как и в первом случае.
  • Отдельных сотрудников организаций «накажут» в пределах от десяти до тридцати тысяч рублей.
  • Для ИП верхняя планка подскочит до сорока.
  • Юрлицам могут назначить от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Всё это – КоАП РФ, статья 9.5.

В видеосюжете ниже вы узнаете о случаях из судебной практики по вопросам наказания за самовольное строительство:

Организации по борьбе с такими нарушениями

Отслеживать стройки-«самоволки» и наказывать нарушителей могут различные организации. В КоАПе они перечислены (статья 23.56). Кроме того, Правительство Москвы несколько лет назад инициировало формирование специальной комиссии.

Что за комиссия

Самовольное строительство в Москве в какой-то момент стало просто угрожающим по своим масштабам. Чтобы с этим бороться, столичные власти создали специфическую окружную комиссию по пресечению самовольного строительства.

  1. Если некая московская недвижимость относительно небольшой площади по некоторым параметрам явно похожа на «самоволку», разбираться с нею должна Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства. Также в её ведении находятся любые некапитальные постройки-«самоволки».
  2. Противоправное занятие земельного участка – ещё одна сторона деятельности комиссии.

Её члены собираются каждый месяц, разбирают вопросы повестки дня и выносят свои решения.

Ее решения

Каким может быть решение в ходе заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства? Вот основные направления:

  • по статье 222 ГК РФ определить, что некий объект – результат самовольного строительства;
  • предложить нарушителю, построившему «самоволку», добровольно снести либо демонтировать сооружение;
  • если добровольный порядок невозможен – подать соответствующий иск.

Самовольные постройки можно признать огромной проблемой любого города, посёлка и так далее. Штрафы, многочисленные предписания и судебные иски – одна из долгосрочных перспектив решения подобных вопросов.

Штраф и наказание за строительство без разрешения

Бум жилищного строительства, наблюдающийся в большинстве регионов России, привел к появлению так называемых «самостроев». Речь идет о жилых зданиях и коммерческих помещения, возведенных с нарушениями и без наличия разрешающей документации. Государство всерьез обеспокоилось ростом количества таких объектов, поэтому и был введен штраф за незаконное строительство, и это не считая того, что капитальный объект, возведенный с нарушениями, в обязательном порядке должен быть снесен. О том, какое строение считается незаконным, и какой штраф и наказание за незаконное строительство ждет застройщиков, пойдет речь в этой статье.

Какой объект можно считать незаконным

Согласно установленным 222-й статьей Гражданского кодекса РФ правилам, незаконным считается любое строение, возведенное без наличия разрешения на строительство, построенное с нарушениями градостроительных норм или на участке земли, предназначенном для иных целей.

Наличие одного из перечисленных признаков – повод для принятия конкретных мер, а чаще всего «самострои» решением суда «приговариваются» к сносу.

Чаще всего самовольно возводятся многоквартирные дома, а особенно страдают от этого Юг России и столичный регион. Получив разрешение на ИЖС, частные застройщики начинают многоэтажное строительство, нарушая градостроительные нормы. Они начинают активные продажи квартир, чем способствуют часто появлению новых обманутых дольщиков.

Помимо многоквартирных объектов, «самостроями» считаются также самовольные пристройки и хозпостройки, построенные без согласования с архитектурой. В этом случае также вступают в силу положения 3-го пункта ФЗ «Об архитектурной деятельности», согласно которым за несогласованное строительство наступает ответственность, причем отвечать приходится, как физическому, так и юридическому лицу.

Какие документы нужны для начала строительства

Понять людей, решивших расширить жилое пространство за счет пристройки или строительства времянки, можно, но даже факт приватизации земельного участка не дает право строиться незаконно. Чтобы не попасть в немилость государства и не потерять деньги, к тому же, перед началом любого строительства необходимо выполнить несколько несложных действий:

  • оформить право собственности на участок (если вы этого не сделали ранее).
  • создать проект будущего гаража или жилого флигеля и пройти согласование в соответствующих инстанциях.
  • получить разрешающие документы, включая ордер на выполнение земельных работ и собственно разрешение на строительство.

Получив все необходимые документы, можно начинать строительство, при этом стоит помнить, что несоответствие проекту строительства также может быть расценено, как нарушение градостроительных норм. Следует также понимать, что на участке, предназначенном под ИЖС, нельзя строить многоквартирные дома, запрещено строиться на землях сельхозназначения, существуют и другие нарушения, о которых расскажут профессиональные юристы, получить консультацию которых крайне необходимо.

Существуют ли исключения из правил?

К сожалению, российские законы нельзя назвать совершенными, поэтому часто случается так, что «самострои» узаконивают «задним числом», но даже этот факт по новым правилам не освобождает собственника такого объекта от ответственности. Суды, конечно, принимают иногда положительные решения, но это касается только случаев, когда здание возведено с соблюдением санитарных норм и не угрожает жизни и здоровью жильцов и окружающих.

Узаконить по облегченной процедуре самострой, соответствующий нормам градостроительства, каждый россиянин может до 01.03.2020г.

В некоторых случаях незаконные строители ссылаются на срок давности, а претензии с многих объектов недвижимости снимаются уже через три года после начала строительства. Такое положение есть, но оно не касается объектов, возведенных на участках без наличия права собственности. Также не действует срок давности в случае, если строение угрожает самим жильцам или прохожим. В этом случае, суд рассмотрит иск комиссии по пресечению строительства «самостроев» и приговорить, скорее всего, дом к сносу.

Ответственность за незаконное строительство

Человек, построивший дом незаконно, должен понимать, что сносить его он может по собственному желанию или по решению суда.

Решение суда выполнять придется. Помимо сноса незаконного строения, суд может назначить штраф, размер которого может отличаться:

  • если нарушение было допущено физическим лицом и не имеет серьезных последствий, то сумма штрафа составит 2-5 тыс. рублей.
  • юридическое лицо может быть оштрафовано судом на сумму от 500 тысяч до 1 млн. рублей.

Стоит отметить, что суд, вынося решение о сносе, должен учитывать все обстоятельства дела. В первую очередь, судьи должны уточнить, была ли попытка узаконить «самострой». Для этого ответчик должен был подать соответствующее заявление и дождаться решения уполномоченного органа. Если чиновники игнорировали заявление, суд может стать на сторону ответчика, а если был получен отказ в получении разрешения, иск о признании строения незаконным чаще всего удовлетворяется. Помните, что вы имеете право на апелляцию, а помочь в этом вопросе могут профессиональные юристы.

Помощь юристов и адвокатов при незаконном строительстве

Чтобы получить помощь юриста или адвоката в вопросе незаконного строительства напишите о вашей проблеме в форме ниже. Дежурный юрист свяжется с вами

Многие застройщики забывают, что штраф за строительство без разрешения на строительство - адекватная мера, которая ожидает их за нарушение законодательства и желание ускорить процесс возведения объекта. Стремление быстрее решить вопросы строительства без получения разрешительной документации опасно и чревато последствиями, которые связаны с реальной ответственностью. Результатом таких действий могут быть не только штрафные санкции, но и сложности при завершении возведения объекта и его ввода в эксплуатацию. Кроме того, нарушителя ожидает крупный штраф, который надолго отбивает охоту нарушать законодательство. Чтобы избежать таких проблем, важно сначала оформлять разрешение, а уже после приступать к строительным работам.

Ниже рассмотрим, какие штрафы накладываются в 2017 году на застройщиков, которые возводят объекты без разрешения на строительство, какая ответственность предусмотрено за самовольное возведение объекта, о чем требуется помнить перед тем, как приступать к строительным работам? Каждый из этих вопросов требует детального рассмотрения.

Нарушение законодательства ведет к негативным последствиям для строительной компании, которая приступила к работе, не получив на руки разрешительную документацию. Результаты таких действий серьезные. В первую очередь, объект может быть отнесен к самовольной постройке.

В ГК РФ (статье 222, части 1) прописано, что к самовольной постройке относится жилое здание или другой объект (сооружение), которое взведено на земельном наделе, не предназначенном для выполнения таких задач. Назначение участка, как правило, устанавливается решением местных органов власти с учетом действующих законов, а также нормативных или правовых актов. В упомянутой статье также прописано, что к самовольным постройкам относятся те, которые созданы без оформления разрешений или с нарушением градостроительных норм (правил).

Субъект, который нарушил законодательство, и осуществил самовольную постройку, не получает на нее право владения. Как результат, он не сможет распоряжаться построенным имуществом, как с полноценным и зарегистрированным объектом. Нарушителю недоступна продажа, дарение, сдача в аренду или выполнение других действий.

Наиболее серьезное последствие - необходимость снести дом за незаконное строительство по решению судебного органа. По законодательству такая работа выполняется за счет нарушителя. Это прописано в ГК РФ, статье 222, части 2, пункт 2. Чтобы избежать последствий, владельцу дается возможность провести процедуру узаконивания задним числом.

Если здание возведено с учетом действующих правил и норм, стоит обратиться в судебный орган, предоставить требуемые бумаги и ожидать решения. При наличии требуемого пакета бумаг и следовании «букве» законодательства в процессе строительства суд может закрепить за владельцем право собственности на объект, возведенный на земельном участке (ЗУ), находящемся в бессрочном (постоянном) пользовании владельца.

Если строительство осуществляла подрядная организация, лицо, которое получает право владения по решению суда, должно возместить затраты на строительство в объеме, назначенном судебным органом. Но стоит учесть, что право собственности признается только в том случае, если постройка соответствует правилам и нормам законодательства, не несет угрозы здоровью и жизнь людей, а также не нарушает законные интересы 3-их лиц.

Могут ли наложить штраф?

Как отмечалось в начале, возведение объекта без наличия разрешительной документации на руках чревато для исполнителя последствиями в виде административной ответственности. Так, в КоАП, пункте 1, статье 9.5, прописано, что за возведение сооружений (строений), а также ИЖС без надлежащего оформления разрешения дает повод для применения санкций в виде административного штрафа. При этом наказываются все субъекты, начиная от обычных граждан (физлиц) и заканчивая компаниями (юрлицами). Административная ответственность, в том числе, касается ИП и лиц, которые находятся при должности.

Требования и нормы действующих законов четко определяют, что возведение зданий (сооружений) любого характера (кроме некоторых исключений) влечет последствия, одним из которых является административный штраф. По закону застройщик должен получить необходимые разрешения от уполномоченных органов, а уже после приступать к строительным работам.

Теперь разберемся, какие штрафные санкции накладываются на строительные компании, приступившие к выполнению задач без оформления разрешительной документации. Размер штрафов прописан в КоАП (статье 9.5). Здесь четко указаны меры админответственности за нарушение действующего порядка в процессе восстановления или строительства сооружения, а также его ввода в эксплуатацию без получения разрешения. Рассмотрим главные положения этой статьи и наказание, которое ожидает нарушителей.

  1. За нарушение порядка возведения, восстановления (реконструкции), а также капремонта сооружений, относящихся к категории объектов капстроительства, предусматриваются следующие штрафные санкции:
  • Обычные граждане (физлица) - от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
  • Лица при должности - от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) - от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет деятельности на срок до 3-х месяцев (90 суток).
  • Компании (юрлица) - от пятисот (500) тысяч до миллиона рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Несоблюдение сроков передачи в уполномоченные органы власти, структуры госнадзора, а также исполнительные органы на местах (для субъектов РФ) извещения о начале процесса возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта сооружения, относящегося к объектам капстроительства. К этой же категории относится отсутствие уведомления в направлении органов госстройнадзора федеральных или исполнительных органов власти (для субъектов РФ) о сроках окончания строительных работ здания, подлежащего проверке. При таком нарушении нарушителя ожидают следующие штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) - от пятисот (500) до тысячи (1000) рублей.
  • Лица при должности - от десяти (10) до тридцати (30) тысяч рублей.
  • Предприниматели, работающие без создания юрлица (ИП) - от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) - от ста (100) до трехсот (300) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Если строительная компания (застройщик) продолжает работы без оформления актов, подтверждающих устранение выявленных органами стройнадзора нарушений или недостатков в процессе возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта здания, относящегося к категории объекта капстроительства, это влечет за собой такие штрафы:

  1. Передача разрешения на ввод сооружения в работу, если отсутствуют заключения уполномоченных на проведение госстройнадзора органов (федеральной или исполнительной власти на местах). Актуально для случаев, когда проведение такого стройнадзора является обязательным при возведении, восстановлении (реконструкции), капремонте сооружения, относящегося к категории объекта капстроительства. При таком типе нарушений на должностное лицо накладывается штраф размером от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  2. Передача сооружения (объекта), который относится к категории зданий капстроительства, без получения разрешения (кроме ситуаций, когда в получении такого разрешения нет необходимости), также ведет к административной ответственности для нарушителя. В такой ситуации предусмотрены штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) - от пятисот (500) до одной (1) тысячи рублей.
  • Лица при должности - от одной (1) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) - от десяти (10) до двадцати (20) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на срок до 3-х месяцев.

О чем нужно помнить?

В вопросе ответственности за выполнение строительных и других видов работ без разрешительной документации стоит учесть ряд моментов, которые относятся к административной части действующих законов. Так, возведение объекта допускается при выполнении следующих шагов:

  • Оформление с учетом действующего законодательства права на участок земли, где планируется строительство сооружения. Многие считает такие бумаги малозначительными и откладывают их оформление. На практике именно эта документация подлежит первостепенной проверке. Отсутствие таких бумаг на руках неизбежно приводит к отказу в предоставлении разрешения.
  • Оформление проектной документации на будущий объект. На основании таких бумаг застройщик ведет строительные (восстановительные) работы. Главное требование - поручение задачи профессионалам, ведь от полученных результатов зависит качество постройки и легкость получения разрешения на ввод сооружения в работу.
  • Согласование проектной документации. Не менее важная часть касается согласовательных работ. Это требование является следствием того, что описано выше. Чем надежнее и качественнее исполнитель, тем меньше вероятность появления ошибок в документации и тем проще на завершающем этапе оформить разрешение. Если сэкономить на этапе создания проекта, итоговый результат может быть неудовлетворительным, а сам процесс согласования затянется.
  • Разрешение. Если уполномоченные органы рассмотрели переданный пакет бумаг и не имеют к нему претензий, выдается разрешение. Такой документ позволяет приступить к выполнению строительных работ.
  • Получение ордера. Не менее важная часть - оформление ордера, согласно которому застройщик вправе приступать к строительным работам. Это последний этап, после которого можно начинать строительство.

Приведенный алгоритм действий является приблизительным, но каждый из этих этапов придется пройти до начала строительных работ. В каждом из шагов предусмотрены промежуточные меры, на описание которых можно использовать много листов. В целом бюрократическая составляющая занимает до 30 дней, поэтому застройщики пытаются упростить себе жизнь и приступают к работам без оформления документов.

В плюсах находятся те строительные компании, которые занимаются возведением некапитальных застроек. При таком развитии событий в разрешении на строительство нет необходимости. Как следствие, уменьшаются затраты времени на прохождение бюрократических процедур. Как быть другим застройщикам? Практика показала, что многие приступают к процессу раньше времени, до оформления разрешений. Это нарушение действующих законов в сфере градостроительства. Результат - начисление штрафных санкций, о которых упоминалось выше.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

"Аудит и налогообложение", 2012, N 3

Статьей 58 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от пяти до 10 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 25.03.2010 по делу N А32-26778/08-2009-59/30-17АЖ, Постановления ФАС Поволжского округа от 25.01.2010 по делу N А65-8339/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2009 по делу N А43-30595/2008-43-489.)

Квалифицированный состав данного правонарушения содержится в ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ. Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 24.12.2008 по делу N А56-5022/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу N А15-2018/2008.)

Для уяснения данной нормы рекомендую обратиться к Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ", Правилам выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 221, Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 и включенной в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003).

Согласно данным документам к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере государственного строительного надзора, при установлении несоответствия продукции требованиям стандартов и технических условий и отсутствия на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции данного наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск данной продукции или ее аннулировании.

Объектом правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Статья 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Субъектом ответственности в данном случае могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной. При этом правонарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и, соответственно, не требуют наступления каких-либо вредных последствий.

Объективную сторону правонарушения ст. 9.5 КоАП составляют:

  • строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
  • нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
  • продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ);
  • эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдачи разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Из правил, перечисленных выше, существуют некоторые исключения.

Так, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").

Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале таких работ, к которому прилагаются:

  • копия разрешения на строительство;
  • проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
  • копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе (см. ст. 49 Градостроительного кодекса).

(См. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации".)

Статья 9.5.1 КоАП РФ определяет ответственность:

  • за выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным;
  • за несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • за повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 55.5 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительных работ. Она обязана также определить порядок контроля за деятельностью своих членов по исполнению требований, установленных в документах этой организации, в том числе стандартов (правил выполнения соответствующих работ в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании).

Помимо прочего саморегулируемая организация должна утвердить правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов этой организации, за исключением требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ (основные требования регламентированы ст. ст. 48 - 52 Градостроительного кодекса).

Субъектом административной ответственности согласно ст. 9.5.1 КоАП РФ может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность которых связана с капитальным строительством.

Особое внимание следует обратить на конкуренцию правовых норм. Составы административных правонарушений по ст. 9.5.1 КоАП РФ надо отличать от составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ, рассмотренной выше. Разграничивать данные нормы необходимо по субъектам и, конечно, по объективной стороне.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет на основании ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.

(См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А70-6242/2009.)

Безусловно, эта норма относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако подобные правила и требования должны закладываться уже на стадии проектирования или первоначальных этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований. Целью указанной статьи является стимулирование при помощи средств административного воздействия деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды.

Обратите внимание: с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Замечу, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты