08.05.2020

Проблемы оказания медицинской помощи сельскому населению. Особенность организации мед помощи сельскому населению



ЧТО БЕСПОКОИТ ГРАЖДАН? Демография Эффективность использования ресурсов Общественное мнение Повышение конкурентоспособности региона (округа) Зарплата Повышение квалификации Карьерный рост Условия работы Высокие стандарты жизни Качество медицинских услуг Платность Очереди Незащищенность Приоритеты ЧТО БЕСПОКОИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ? ЧТО БЕСПОКОИТ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?


Медицинская помощь сельскому населению предоставляется на общих принципах, однако осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объеме и на достаточном уровне осложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при ее организации: социально-экономические условия; медико-демографические особенности; состояние заболеваемости и инвалидности; естественные условия; развитие инфраструктуры в целом и сети медицинских учреждений


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН СМЕРТИ НА 43,6% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 19,3% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОЖДАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 16,7% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ НОВООБРАЗОВАНИЙ НА 11,9% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 31,9% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ НА 18,8% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА 4,5% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НА 56,1% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению: ІІ Этап (районные медицинские учреждения – ЦРБ, РБ, НРБ) І Этап (СВУ, АОПСМ, ФАП) ІІІ Этап (областные медицинские учреждения- областная больница, специализированные диспансер) ІV Этап (государственные специализированные центры, клиники НИИ)



Постепенно в меру перестройки сети и роста обеспеченности медицинским персоналом в ее формирование вступил принцип этапности: І этап - сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь. ІІ этап - районные медицинские учреждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь (первичная помощь на этом этапе оказывается лишь жителям районного центра и прилегающих к нему сел - приписного участка). ІІІ этап - областные больницы и диспансеры обеспечивают узко-специализированную помощь. В современных условиях сформировался еще и IV этап, который представлен межобластными и государственными специализированными центрами. Кроме того, в предоставлении медицинской помощи сельскому населению значительное участие принимают и городские ЛПУ.







Основные задания участковой больницы: обеспечение населения участка амбулаторной и стационарной врачебной помощью; осуществление лечебно-профилактических и обще оздоровительных мероприятий по здравоохранению матери и ребенка; организация и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма; внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения; организационно-методическое руководство и контроль деятельности учреждений здравоохранения врачебного участка.




Сельская амбулатория осуществляет: раннее выявление заболеваний и факторов риска; своевременное лечение больных в амбулатории и дома; отбор лиц, которые нуждаются в диспансерном наблюдении, своевременное их обследование, лечение и оздоровление; организацию скорой и неотложной помощи; направление на консультации и подготовку к осмотру врачами- специалистами районных учреждений при их плановом выезде на сельский врачебный участок; своевременную госпитализацию больных; экспертизу временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) больных с признаками стойкой нетрудоспособности; динамическое наблюдение состояния здоровья женщин и детей; составление графиков и проведение консультативных приемов больных на территории деятельности ФАПов; проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.




Обязанности заведующего ФАП проведение амбулаторного приема и обслуживание вызовов; выполнение назначения врачей, проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; участие в организации профилактических медицинских осмотров, в отборе лиц для диспансерного наблюдения; организация перевозки больных в соответствующие лечебные учреждения, сопровождение при этом больных детей в возрасте до одного года; раннее выявление инфекционных больных; обеспечение изоляции, а при необходимости госпитализации этих больных; осуществление патронажа больных туберкулезом, психическими расстройствами; участие в их амбулаторном лечении;


Проведение прививок; проведение противоэпидемических мероприятий в ячейках инфекционных заболеваний; проведение текущего санитарного надзора за надлежащими объектами и территорией населенного пункта; проведение мероприятий профилактики сельскохозяйственного травматизма; осуществление медико-гигиенической учебы населения; составление планов работы ФАПа; заполнение учетных документов и составление отчета фельдшерско-акушерского пункта (ф. 024); выдача листков нетрудоспособности (согласно с соответствующим приказом областного отдела (управления) здравоохранения).



Обязанности акушерки ФАПа: ежегодная перепись детей в возрасте до 15 лет; проведение амбулаторного приема детей, беременных, гинекологических больных и предоставления медицинской помощи дома; организация при заболеваниях детей (особенно раннего возраста) консультации участкового врача (педиатра), своевременная госпитализация в соответствующую больницу; проведение профилактических осмотров всех женщин; патронаж беременных и детей;


Направление при необходимости женщин к акушеру-гинекологу; выполнение назначений врачей детям, беременным и гинекологическим больным; проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; предоставление неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение прививок; медико-гигиеническая учеба женщин и детей.


Населенный пункт менее 100 жителей Населенный пункт менее 100 жителей Совершенствование медицинской помощи сельскому населению, включая оказание первой помощи Отделения ОВП Центральная районная больница Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Фельдшерские пункты ФАПы Домовые хозяйства первой помощи Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт около 3000 жителей и более Населенный пункт около 3000 жителей и более Амбулатории Комплексный участок Выездные врачебные бригады Развитая инфраструктура: дороги, коммуникации, телефонная связь Оказание первой помощи населению Подразделения и филиалы Участковая больница Населенный пункт 1700 жителей Населенный пункт 1700 жителей » 20






Внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов диагностики и лечения Обеспечение скорой и неотложной медицинской помощью Мероприятия профилактик и, диагностики и лечения Амбулаторно- поликлиническая и стационарная помощь населению района Санитарно- просветительная работа Основные задания ЦРБ Оказание первичной специализированной медицинской помощи


Организация консультативной помощи; организационно-методическое руководство работой всех ЛПУ района, а также контроль их деятельности; разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения; разработка, организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров и рационального использованию медицинских кадров и материально-технических ресурсов; планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения района.



Направления организационно- методической работы анализ показателей здоровья населения; анализ показателей работы ЛПУ района; изучение и распространение передового опыта работы; планирование и организация выездов специалистов ЦРБ на сельские участки для консультативной помощи населению и врачам; планирование и обеспечение проведения профилактических медицинских осмотров; планирование и организация повышения квалификации медицинских работников районных и участковых ЛПУ; разработка мероприятий по улучшению медицинского обеспечения населения района.


Функции районного педиатра консультативная помощь рабочим ЛПУ районного центра, сельских врачебных участков по вопросам организации медицинской помощи детям; посещение ФАПов и сельских больниц (амбулаторий), осмотр здоровых и консультация больных детей, проверка своевременности проведения профилактических прививок и санитарно- противоэпидемических мероприятий; контроль проведения диспансерного надзора за детьми, в первую очередь на первом году жизни; за проведением профилактических прививок детям; составление совместно с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) плана противоэпидемических мероприятий, направленных на борьбу с детскими инфекционными заболеваниями, участие в его выполнении;


Обеспечение повышения квалификации по педиатрии для врачей сельских участков, медицинских рабочих детских дошкольных учреждений и школ, патронажных сестер, медицинского персонала ФАПов; посещение детских дошкольных учреждений, контроль их деятельности; анализ отчетов детских лечебно- профилактических учреждений, изучение и оценка состояния здоровья детей сельского района и деятельности ЛПУ, обобщение полученных данных и разработка конкретных мероприятий по повышению качества медицинской помощи; привлечение представителей местных органов власти, общественных организаций, актива Общества Красного Креста к проведению мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи детям.


Схема финансирования уровней медицинской помощи населению в городской больнице 25 г. Донецка 1 УРОВЕНЬ: Семейная врачебная Амбулатория Семейный врач –держатель И распредилитель финансов 2 УРОВЕНЬ: ЦРБ, РБ, НБ, Консультативно- диагностические центры 3 УРОВЕНЬ: Обласная больница, Специализированная Стационарная помощь Бюджетное финансирование на одного жителя Внебюджетные средства Средства, привлекаемые через страховые компании Оплата из фонда семейного врача за каждого больного по законченному случаю посещения Без направления семейного врача консультация узких специалистов путем приобретения больными страховых полисов Диагностические исследования проводятся путем приобретения страховых полисов Оплата из фонда семейного врача по клинико-затратным группам заболеваний Финансы, привлекаемые страховыми компаниями Всяк молодец на свой образец Схема финансирования уровней медицинской помощи сельскому населению Click for larger picture


Основные задания областной больницы: обеспечение населения области в полном объеме высоко-специализированной стационарной и консультативной поликлинической помощью; организация и предоставление экстренной и консультативной медицинской помощи на территории области; внедрение в практику работы больницы современных методов и средств диагностики, лечения, опыта работы лучших ЛПУ; повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области; организация, руководство и контроль статистического учета и отчетности, составление сведенных отчетов, анализ показателей деятельности лечебно- профилактических учреждений области; разработка мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения и на улучшение здоровья населения.




Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи 2011 г. 56,3 % – при получении стационарной медицинской помощи 41,8 % – при получении амбулаторно- поликлинической помощи 68,4 % – при получении стационарозамещающей медицинской помощи Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Снизилось количество жалоб населения на: качество питания в стационарах, санитарное состояние помещений ЛПУ, лекарственное обеспечение. Расширены возможности записи на прием, что дает пациенту право выбора удобного лично для него способа


Финансовые средства на реализацию программы модернизации здравоохранения УКРАИНЫ в годах Все средства 6,5%ВВП Укрепление материально – технической базы медицинских учреждений Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами


Внедрение современных информационных систем в здравоохранении в 81 ЛПУ Внедрение 52 стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами (участвуют 63 ЛПУ), проведение диспансеризации подростков в 34 ЛПУ, открытие 6 центров медико-социальной поддержки беременных на базе межрайонных центров родовспоможения и детства Укрепление МТБ: - продолжение строительства строительство (приобретение) 15 ФАП - приобретение 233 единиц оборудования для 32 ЛПУ (в т.ч. 1 КТ, 1 ангиограф, 9 е д. автотранспорта, 2 неонатальных реанимобиля, 2 передвижных комплекса) -- создание отделения экстренной медицинской помощи на базе ГБУЗ АО «Пе рвая городская клиническая больница» -- открытие 55 общих врачебных практик в сельской местности -- создание 47 домовых хозяйств III. II. I.I.I.I. Мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения


Обеспеченность врачами на жителей В отрасли работает человек, врачей средних медработников Обеспеченность: -врачами – 40,3 на населения -средним медперсоналом – 108,2 на населения Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения 42% Укомплектованность: - врачами – 88,2%, -сред. медперсоналом 93% - Коэффициент совместительства -врачей – 1,48, -сред. персонал – 1,23


Город 968 ед. Село 102 ед. Город 850 ед. Село 90 ед. Социальные ожидания студентов (мотивация работы на селе) комплекс мер социального характера: государственная поддержка, предоставляемая в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья культурный досуг и современная инфраструктура компьютеризация села возможность консультирования с более опытными коллегами, профессиональная переподготовка, доступность медицинской литературы высокая заработная плата, в том числе доплата за работу в сельской местности Общее количество вакансий среднего мед. персонал 940 ед. Общее количество врачебных вакансий 1070 ед. Функции консультативной поликлиники предоставление высокоспециализированной консультативной помощи больным по направлениям лечебно-профилактических учреждений области; решение вопросов о последующем лечении проконсультированных больных с определением медицинской технологии и места; привлечение к консультации высококвалифицированных врачей-специалистов больницы и других ЛПУ, а также рабочих научно- исследовательских институтов и медицинских ВУЗов; направление в ЛПУ, которые послали на консультацию больных, выводов с указанием установленного в поликлинике диагноза, проведенного и рекомендуемого лечения; разработка для ЛПУ области предложений (памяток) о порядке и показаниях для направления больных в консультативные поликлиники;



Организация и проведение (вместе с отделением экстренной и планово-консультативной помощи) выездных консультаций врачей- специалистов в районы, а также заочных консультаций для врачей ЛПУ области; систематический анализ по районам области случаев разногласий диагнозов между ЛПУ, которые направили больных на консультацию, и консультативной поликлиникой; анализ ошибок, допущенных врачами ЛПУ при обследовании и лечении больных перед направлением их в консультативную поликлинику; составление обзоров и информационных листков о состоянии и уровне лечебно- диагностической работы в районах и ЛПУ области.


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ В УКРАИНЕ ПРЕДУСМОТРЕН КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ: ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОПТИМИЗАЦИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ АМБУЛАТОРИИ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ)



Основные принципы организации медицинской помощи в сельской местности:

· Этапность

· Бесплатность

· Общедоступность

· Преемственность медицинской помощи

Однако особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи.

Особенности сельского здравоохранения:

Участковое обслуживание сельского населения (с организацией на участке одного-двух фельдшерских пунктов и аптеки, а в центре каждого участка - больницы с амбулаторией);

Низкая обеспеченность специалистами;

Отсутствие права выбора медицинского учреждения, так как в небольших населенных пунктах медицинская помощь оказывается, как правило, одним врачом (фельдшером);

Низкий уровень (по сравнению с городским) потребления медицинской инфраструктуры коммуникаций значительно снижает доступность медицинской помощи сельским жителям;

Низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большей территории, разбросанность населённых пунктов и их отдалённость;

Среди обслуживаемого населения преобладают неработающие, пенсионеры.

Плохое качество, а порой и отсутствие дорог;

Специфика сельскохозяйственного труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и т. д.);

Особенности условий, образа жизни, национальных традиций и обычаев сельского населения

Структура сельского здравоохранения

Первичное звено оказания медико-санитарной помощи на селе представлено:

Сетью фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП)

Врачебными (фельдшерскими) амбулаториями

Центральными районными поликлиниками (в составе ЦРБ).

В стационарную сеть входят :

· участковые больницы

· центральные районные больницы (ЦРБ)

· краевые (областные) больницы.

Организация медико-социальной помощи на селе, её объём и качество зависят от:

Удалённости медицинских учреждений от места жительства пациентов;

Укомплектованности квалифицированными кадрами, оборудованием;

Возможности получения специализированной медицинской помощи;

Возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.

Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является ЭТАПНОСТЬ её оказания. Условно выделяют три этапа оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Первый этап - сельский врачебный участок (СВУ) или, с учетом новых организационных структур - территориальное медицинское объединение (ТМО). Территориальный сельский врачебный участок включает: участковую сельскую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты при предприятиях и совхозах, профилактории (они могут организовываться при крупных совхозах), медпункты детских образовательных учреждений, родильный дом.


Основным учреждением является сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория, где сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Второй этап - районные медицинские учреждения.

Основным учреждением является центральная районная больница (ЦРБ), оказывающая специализированную мед.помощь по основным ее видам.

Третий этап - областные (краевые, окружные, республиканские) учреждения. Основным учреждением в областном здравоохранении является областная (краевая, окружная, республиканская) больница - крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объёме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ по всем основным специальностям.

На этих этапах учреждения могут быть разделены на две группы:

Учреждения, которые обязательно присутствуют в каждом районе, области (ФАПы, ЦРБ, ЦГСЭН и т. д.)

Учреждения, которые в зависимости от местных условий могут быть, а могут и не быть в наличии (районные родильные дома, номерные больницы и т. д.) в отдельных регионах.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

СЕЛЬСКИЙ ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК (СВУ). ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА УЧАСТКЕ.

Задачи СВУ:

Оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи

Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

Формирование у жителей установок и навыков здорового образа жизни.

Состав СВУ :

Сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория

Родильные дома

Медпункты дет.образовательных учреждений

Фельдшерские здравпункты при предприятиях и совхозах

Совхозные профилактории

Структура СВУ формируется в зависимости от численности обслуживаемого населения (5 - 9 тыс. человек), радиуса обслуживания (7 - 10 км), расстояния до ЦРБ и состояния дорог. Однако, в зависимости от природных и экономическо-географических факторов, влияющих на доступность мед.помощи, размеры врачебных участков, численность населения на участке могут быть различными.

Все медицинские учреждения, входящие в состав СВУ, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы (амбулатории).

ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ (ФАП)

Первым учреждением, в которое обычно обращается пациент в сельской местности, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). ФАП организуется в населённых пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП может быть организован и в населённом пункте с числом жителей до 700 человек.

На ФАПе, в зависимости от численности обслуживаемого населения, могут работать:

Фельдшер;

Фельдшер и акушерка;

Фельдшер, акушерка и патронажная сестра.

Функции ФАП:

Оказание населению первой доврачебной медицинской помощи;

Обеспечение населения лекарственными средствами (по утверждённой органами управления здравоохранения номенклатуре);

Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача;

Организация патронажа детей и беременных женщин, динамическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан;

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов войн и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов);

Проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности;

Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения

Оказание неотложной зубоврачебной помощи (например, снятие острой боли)

СЕЛЬСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА (СУБ)

Сельская участковая больница (СУБ) является ведущим учреждением на СВУ. В своём составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию.

Характер и объём медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако независимо от мощности она обязана, прежде всего, осуществлять оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическую помощь детям, неотложную хирургическую и травматологическую помощь.

В штате СУБ должны быть врачи по основным специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология, хирургия.

Задачи СУБ:

Обеспечение населения закреплённой территории квалифицированной врачебной помощью (амбулаторной и стационарной);

Планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения;

Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, передовых форм и методов организации медицинской помощи;

Организационно-методическое руководство и контроль над деятельностью ФАПов и других учреждений здравоохранения, входящих в состав врачебного участка.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению может оказываться амбулаторией (поликлиникой), входящей в структуру СУБ, или самостоятельной сельской врачебной амбулаторией (поликлиникой). Основные задачи этого учреждения: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризация, оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Врачи ведут приём взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приёме больных могут принимать участие и фельдшера, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории должна оказываться врачами.

Функции СУБ:

Проведение мероприятий по приближению внебольничной помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ;

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением и очисткой населённых мест и т. д.);

Плановые выезды врачей в подчинённые ФАПы и детские образовательные учреждения для оказания практической помощи и проведения контроля над их работой;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и, в случае необходимости направление на МСЭК.

ВТОРОЙ ЭТАП

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА (ЦРБ)

ЦРБ - основное учреждение второго этапа сельского здравоохранения является центральная районная больница, которая осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления. ЦРБ служит центром оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории района, отвечает за организацию, постановку и качество медицинской помощи населению, осуществляет организационно-методическую работу.

В различных регионах страны действуют ЦРБ разной мощности, которая зависит от численности населения, обеспеченности больничными учреждениями и других факторов. Оптимальная мощность ЦРБ не менее 250 коек.

Состав ЦРБ:

· Стационар с отделениями по основным специальностям;

· Поликлиника с лечебно-диагностическими кабинетами и лабораторией;

· Отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

· Патологоанатомическое отделение;

· Организационно-методический кабинет;

· Структурные вспомогательные подразделения (аптека, кухня, медицинский архив и др.).

Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от её мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти:

1) терапевтическое;

2) хирургическое с травматологией;

3) педиатрическое;

4) инфекционное;

5) акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Задачи ЦРБ:

Обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

Организация скорой медицинской помощи;

Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью;

Планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения район;

Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения, снижение заболеваемости, младенческой и общей смертности, укрепление здоровья;

Разработка и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию, повышению квалификации и воспитанию медицинских кадров учреждений здравоохранения.

Руководство здравоохранением района осуществляет главный врач ЦРБ, имеющий заместителей по основным направлениям деятельности:

По медицинской части;

По поликлинической работе;

По организационно-методической работе (заведующий организационно-методическим отделом);

По административно-хозяйственной работе

По детству и родовспоможению (в районах с численностью населения 70 тыс. и более).

Санитарно-профилактической службой руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом ЦГСЭН.

Врачам сельских врачебных участков для оказания методической, организационной и консультативной помощи ЦРБ выделяет районных специалистов, которые в рамках своей специальности осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. Это, по существу, заведующие отделениями ЦРБ, наиболее опытные врачи.

Функции заведующего отделением ЦРБ:

Возглавляет лечебную работу в районе по своей специальности;

Выезжает для консультаций;

Проводит показательные операции;

Обследование и лечение больных;

Направляет бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельских врачебных участков;

Заслушивает отчёты врачей участковых больниц, заведующих ФАПов;

Анализирует планы работы, статистические отчёты;

Проводит научные конференции, семинары;

Осуществляет повышение квалификации на рабочем месте и т. д.

Поликлиника ЦРБ

Поликлиника (амбулатория) ЦРБ оказывает квалифицированную медицинскую помощь сельскому населению по 8 - 10 врачебным специальностям.

Задачи поликлиники:

· Обеспечение квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощью прикреплённого населения района и районного центра;

· Организационно-методическое руководство амбулаторно-поликлиническими подразделениями района, контроль над их деятельностью;

· Планирование и проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости и инвалидности;

· Своевременное и широкое внедрение в практику работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений района современных методов и средств профилактики и лечения заболеваний, передового опыта оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

В районную поликлинику обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельских врачебных участков для получения специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультаций у врачей-специалистов.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к месту жительства на базе ЦРБ из числа штатных врачей и медсестёр могут создаваться выездные бригады врачебно-амбулаторной помощи.

Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи в районе играет организационно-методический кабинет ЦРБ. Он должен быть укомплектован наиболее опытными врачами, и располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения и т. д. Возглавляет организационно-методический кабинет заведующий, который одновременно является заместителем главного врача ЦРБ.

Межрайонные специализированные отделения (МСО)

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению в районных центрах могут создаваться межрайонные специализированные отделения (центры), оснащённые современным оборудованием.

Функции межрайонных центров выполняют ЛПУ, способные обеспечить население специализированной высококвалифицированной стационарной или амбулаторно-поликлинической медицинской помощью, в случаях, когда ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать специализированную помощь по данной специальности.

Наряду с выполнением функции структурного подразделения ЛПУ межрайонные специализированные центры (отделения) осуществляют:

Функции МСО:

Консультативные приёмы в поликлинике больных по направлению врачей ЛПУ прикреплённых районов;

Госпитализацию больных из прикреплённых районов;

Организационно-методическую и консультативную помощь (включая экспертизу трудоспособности) врачам ЛПУ прикреплённых районов, в том числе путём плановых выездов;

Внедрение в практику работы учреждений здравоохранения современных средств и методов профилактики, диагностики и лечения больных по соответствующей специальности;

Проведение анализа результатов оказания медицинской помощи жителям прикреплённых районов, представление информации о работе межрайонного медицинского центра;

Проведение совместных контрольно-экспертных комиссий, тематических конференций, семинаров.

Организации здравоохранения прикреплённых районов обеспечивают транспортировку больных и беременных в межрайонный центр (по договорённости), направление больных на консультацию только при условии полного обследования в соответствии с медико-экономическими стандартами, информируют население о режиме работы специалистов центра. Для координации работы межрайонных медицинских центров и приписанных районов создаются межрайонные медицинские советы.

Служба скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи на селе остается сегодня и наиболее востребованной, и наиболее проблемной.

Задачи:

Оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма;

Дос-тавка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифициро-ванной и специализированной медицинской помощи.

В настоящее время четко обозначились основные тенденции, ока-зывающие влияние на организацию скорой медицинской помощи насе-лению страны.

Они связаны, прежде всего, со следующими факторами:

Увеличение травматизма и других несчастных случаев, связанных с техногенной деятельностью человека;

Ухудшение экономических условий жизни населения, социальная
нестабильность, увеличение стрессовых ситуаций;

Увеличение обращаемости и ухудшение оперативной обстановки;

Утяжеление и хронизация патологий;

Ухудшение материально-технического оснащения выездных бригад службы скорой медицинской помощи, выработанный ресурс оборудования и т. д.;

Отсутствие системы организации оказания первой медицинской помощи на месте происшествия (травмы) до приезда бригады скорой помощи;

Социально-психологические проблемы самого персонала скорой медицинской помощи и вызванные ими конфликты, текучесть кадров, увеличение заболеваемости среди работников службы;

Оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населен-ных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактичес-ких учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.

Вместе с тем сложившаяся система организации скорой медицинс-кой помощи населению, ориентированная на оказание пациентам мак-симального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.

Для службы скорой медицинской помощи на селе характерны как все вышеперечисленные проблемы, так и свойственные только ей - оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населенных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактических учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.

Одним из следствий социально-экономического кризиса в России стало ухудшение состояния здоровья населения. В течение последнего десятилетия сложилась стойкая тенденция к повышению уровня смертности, обусловленная ростом травматизма, отравлений, заболеваний сердечно-сосудистой системы медицинской профилактики и ограниченная доступность лекарственных препаратов привели к хронизации патологий и росту потребности населения в экстренной медицинской помощи.

Экстренная медицинская помощь является социально значимым видом медицинской помощи, который в новых условиях экономического развития не может быть полностью переведен на рыночные условия хозяйствования. Скорая медицинская помощь стоит на первом месте в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», что предполагает приоритетность ее финансирования.

Станции скорой медицинской помощи в сельской местности, как и городские, подразделяются на категории в зависимости от числа вызо-вов в год. В сельских районах это в основном станции третьей и четвер-той категории, обслуживающие соответственно от 25 тыс. до 50 тыс. и от 10 тыс. до 25 тыс. вызовов в год.

Основной структурно-функцио-нальной единицей станции скорой медицинской помощи является фель-дшерская бригада:

Два фельдшера;

Санитар;

Водите-ль.

Бригада оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах ком-петенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандар-тами для фельдшерского персонала. Состав и структуру бригады утвер-ждает руководитель станции (отделения) скорой медицинской помощи.

На должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющий диплом и соответству-ющий сертификат, на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи - специалист со средним медицинским образованием по специ-альности «лечебное дело» или «сестринское дело».

Обязанности и права фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи и фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи, а также их ответственность регламентированы приказом Минздрава России от 26.03.99 № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».

Отделения (филиалы) неотложной медицинской помощи создаются на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий с круглосуточным закреплением за ними санитарного транспорта. Такие организационные модели позволяют оказывать скорую и медицинскую помощь гарантированно, круглосуточно и бесплатно в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Реализовать поставленные задачи невозможно без принятия действенных мер на региональном уровне, без постоянной и кропотливой работы по подготовке кадров, проведения сертификации и аттестации персонала службы скорой медицинской помощи, особенно фельдшерского состава как основного кадрового звена службы. А также материально-технического обеспечения выездных бригад.

В решениях коллегии Минздрава России от 22 мая 2001 г. «О состоянии медицинской помощи сельскому населению» органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить территориальные планы мероприятий по развитию сельского здравоохранения, в т.ч. и в части разработки территориальных программ развития службы скорой медицинской помощи.

При создании таких программ необходимо учитывать приоритетные направления в развитии экстренной медицинской помощи:

Создание схемы управления экстренной медицинской помощью в субъекте Российской Федерации в целом и в каждом населенном пункте в частности;

Модернизация оборудования. Внедрение информационных технологий диспетчерской службы скорой медицинской помощи и приемных отделений стационаров с четким формированием потоков госпитализации;

Расширение объемов лечебно-диагностической помощи на основе единых медико-экономических стандартов оказания экстренной медицинской помощи и разработанных протоколов ведения больных;

Совершенствование системы оплаты труда и тарифной политики для учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь в сельской местности.

Оказание экстренной медицинской помощи является одним из фак-торов национальной безопасности. Уровень ее организации непосред-ственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения. Приоритетом развития службы скорой медицинской помощи на селе должны стать единые станции скорой медицин-ской помощи с развитой сетью подразделений службы, максимально приближенных к сельскому жителю.

ТРЕТИЙ ЭТАП

ОБЛАСТНЫЕ (КРАЕВЫЕ, ОКРУЖНЫЕ, РЕСПУБЛИКАНСКИЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ

Краевая (областная, окружная, республиканская) больница - крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским жителям, но и всем жителям субъекта РФ. Руководит здравоохранением государственный орган управления здравоохранением администрации (правительства) субъекта РФ в соответствии с законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.

Областная больница является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещёнными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Мощность больницы определяется численностью населения административной территории (включая административный центр), а штаты, в свою очередь, зависят от мощности. Оптимальной считается мощность областной (краевой, окружной, республиканской) больницы в 700 - 1000 коек.

Задачи краевой (областной) больницы:

Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других ЛПУ административной территории;

Организация и оказание квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории;

Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административной территории, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.;

Разработка и выполнение по договорам с органами управления здравоохранением мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

Внедрение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников.

Структура краевой (областной) больницы:

Организационно-методический отдел;

Консультативную поликлинику;

Диагностический отдел

Стационар с приёмным отделением;

Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;

Отдел экспертной и планово-консультативной помощи;

Патологоанатомическое отделение (бюро - при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);

Прочие структурные подразделения, необходимые для нормального функционирования больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и др.);

Пансионат для пациентов;

Общежитие для медицинских работников.

Областная (краевая) консультативная поликлиника (ОКП)

Деятельность областной больницы имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является наличие в составе больницы областной консультативной поликлиники (ОКП), куда за помощью приезжают жители всех городов и районов области, что вызывает необходимость организации их размещения. Для этих целей создаётся пансионат или гостиница для пациентов.

Задачи ОКП:

Обеспечение направленным из медицинских учреждений участкового или районного уровня больным специализированной квалифицированной консультативной помощи по установлению или уточнению диагноза;

Предписание объёма и методов лечения, при необходимости стационарной помощи в отделениях областной больницы;

Оценивает качество работы сельских врачей, районных городских и участковых больниц;

Совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов.

В областную консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных ОКП регулярно сообщает о наличии свободных мест в пансионате, в отделениях больницы, согласовывает сроки поступления больных из учреждений сельской местности. На каждого больного ОКП даёт медицинское заключение, в котором указываются диагноз заболевания, проведённое лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами ЛПУ районов при обследовании и лечении больных на местах.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.

Особенностью областной больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной по-мощи, которое, используя средства санитарной авиации или другой транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленный населенный пункт или места дислокации (работы) сельских жителей.

Функции отделения:

Транспортировка больных в медицинские учреждения;

Направление специалистов по вызовам из районов и поддержи-вание связи с бригадами, направленными для оказания меди-цинской помощи;

В неотлож-ных случаях организация доставки больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области;

Срочная доставка различных медицин-ских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных;

Это отделение, как правило, имеет парк автомобилей (часть — с высокой проходимостью) для выездов в сельскую местность. Авиазадания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями, что требует значительных финансовых затрат. В штате отделения работают, помимо заведующего, врачи по оказанию экстренной медицинской помо-щи, фельдшера, медсестры. К работе отделения могут привлекаться все специалисты областной больницы и других учреж-дений. Отделение экстренной и планово-консультативной по-мощи, как правило, является базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. В этом случае практическую работу по выполнению санитарных зада-ний осуществляют бригады специализированной медицин-ской помощи постоянной готовности — БСМПП.

Организационно-методический отдел

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой государст-венного органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов меди-цинского обслуживания населения.

Функции организационно-методического отдела:

Анализ деятельности ЛПУ области;

Организационно-методическая и консультативная по-мощь органам и учреждениям здравоохранения области;

Изучение показателей здоровья-населения области;

Организация повышения кодификации кадров;

Планирование работы.

В организационно-методической работе медицинских уч-реждений области принимают участие:

Главные штатные (главный хирург, терапевт, педиатр, акушер-гинеколог) специалисты го-сударственного органа управления здравоохранением.

Внештатные (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями) специалисты го-сударственного органа управления здравоохранением.

Выездные формы работы

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению важное значение приобретают бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи, которые создаются на базе ЦРБ и областных больниц. Выездная бригада формируется главным врачом больницы из числа штатных врачей и средних мед. работников. В ее состав могут включаться мед. работники других лечебно-профилактических учреждений (городских больниц, род. домов, диспансеров и др.).

Планово выездные консультации врачей-специалистов при краевой (областной) больнице организует и проводит консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи.

Виды выездных форм медицинского обслуживания:

Передвижные врачебные амбулатории,

Клинико-диагностические лаборатории,

Флюорографические установки,

Стоматологические кабинеты.

Основные задачи выездных форм медицинского обслуживания населения :

Выполнение большого объема профилактической и лечебной работы.

Приблизить оказание медицинской помощи сельским жителям, сделать ее более доступной и своевременной.

Осуществление консультативной помощи.

36505 0

Общие положения

В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям.

Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов.

Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.

Комплексный терапевтический участок

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению (рис. 12.1).


Рис. 12.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению


Первый этап — учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:
. проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;
. оказание населению доврачебной медицинской помощи;
. участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;
. проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;
. повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы — оказание населению первичной медико-санитарной помощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории — проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.

Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Цель занятия.

Студенты должны знать:

1.Систему организации медицинской помощи сельскому населению.

2.Основное содержание и особенности работы лечебно-профилактических учреждений в сельской местности,

3.Современные проблемы сельского здравоохранения и пути их решения.

Основные вопросы темы:

    Структура медико-санитарной сети района и особенности организации медицинской помощи сельским жителям.

2. Сельский врачебный участок, его структура, принципы построения.

3. Участковая больница, её основные задачи и объём деятельности.

    Фельдшерско-акушерский пункт, нормативы его организации и основные задачи.

    Организация лечебно-профилактической помощи на сельском врачебном участке (диспансеризация, обслуживание тружеников села в период полевых работ, производственный принцип обслуживания сельскохозяйственных рабочих).

    Центральная районная больница, её основные функции.

    Управление здравоохранения района (медицинский совет, оргметодкабинет ЦРБ, районные специалисты, формы и методы их работы).

    Областная больница, её структура и основные функции.

Основной особенностью системы оказания медицинской помощи жителям села является её этапность. Лечебно-профилактическая помощь сельскому населению оказывается комплексом медицинских учреждений, начиная от ФАПов до областных (краевых, республиканских) учреждений.

Первый этап. Сельский врачебный участок включает в себя следующие медицинские учреждения: участковую больницу с амбулаторией (поликлиникой) или самостоятельную больницу (врачебную амбулаторию, ФАП, совхозные (колхозные) медицинские профилактории, аптечные пункты, молочные кухни. Все лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению и способствуют успешному решению задач по оказанию этой помощи в условиях значительной отдалённости населенных пунктов от районных и центральных районных больниц.

Второй этап . Районные медицинские учреждения : центральная районная и расположенные на территории района так называемые зональные районные больницы с поликлиниками и отделениями скорой и неотложной медицинской помощи, районные диспансеры и другие медицинские учреждения.

Третий этап. Областные медицинские учреждения : областная больница с консультативной поликлиникой и отделением санитарной авиации, диспансеры, стоматологическая поликлиника, психиатрическая больница и др.

Этапность в оказании медицинской помощи сельским жителям преследует цель наиболее полного удовлетворения потребностей населения не только в первичной медико-санитарной помощи, но и по основным видам её и по всем узким специальностям.

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .

В настоящее время для 10 территорий области предложена определённая схема организации здравоохранения, в которой каждое лечебно-профилактическое учреждение или группа лечебно-профилактических учреждений представляет собой определённый уровень медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты – один уровень, врачебные амбулатории – другой, участковые больницы – третий и т.д.).

Наличие тех или иных уровней медицинской помощи, а также их количество для каждого муниципального образования определены с учётом конкретных условий -материально-техническое оснащение лечебных учреждений, кадровый состав, удалённость населённых пунктов от основных лечебно-диагностических баз, потребность и обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими и стационарными видами медицинской помощи.

Конкретные объёмы лечебной и диагностической помощи, которая должна оказываться на ФАПе, в участковой больнице, ЦРБ, городской, областной больнице чётко обозначены в утверждённых Минздравом РФ соответствующих Положениях об этих лечебных учреждениях.

Предложенная уровневая система оказания медицинской помощи направлена на увеличение объёмов амбулаторно-поликлинической помощи, сокращение стационаров и более эффективное использование коечного фонда. Отличительная особенность указанной системы состоит в том, что она определяется индивидуально для каждой конкретной территории области и способствует эффективному контролю за выполнением Программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью.

Предлагаемая схема уровневой организации медицинской помощи, обеспечивает сочетание с одной стороны объёмов лечебной и диагностической помощи для каждого типа лечебно-профилактического учреждения, определённых в соответствующих Положениях Минздрава РФ, с другой – наиболее рациональную для каждого города или района области сеть и структуру учреждений здравоохранения, которые эти объёмы выполняют.

Например,

Усть-Кутский район:

I уровень : ФАП (фельдшерско-акушерские пункты) – 11.

II уровень : Врачебные амбулатории – 5, в том числе пчт. Янталь, пчт.Звездный, с.Ния, с.Ручей, с. Подымахино.

III уровень : Участковая больница на 35 коек.

IV уровень : Центральная районная больница на 265 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 30 коек, хирургическое – 27 коек, травматологическое – 27 коек, стоматологическое – 6 коек, родильное и патологии беременности – 45 коек, гинекологическое – 30 коек, неврологическое – 10 коек, дерматологическое – 30 коек, педиатрическое – 30 коек.

Поликлиника. Противотуберкулёзный диспансер на 35 коек.

V уровень : ОКБ.

Братский район:

I уровень : ФАП – 33

II уровень : Врачебные амбулатории – 7, в том числе: пчт. Преображенный;

с. Б-Ока, с.Шумилово, с.Тынкобь, с.Нарагай, с.Турма, с.Чмир.

III уровень : Участковые больницы – 4, в том числе: с.Калтук – 30 коек,

с. Покосное – 25 коек, с. Тангуй – 50 коек, с. Ключи – Булок – 15 коек.

IV уровень : Вихоревская городская больница на 90 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 15 коек, родильное – 10 коек, гинекологическое – 15 коек, педиатрическое – 20 коек.

Поликлиника.

Братская Центральная районная больница на 180 коек (терапия – 55 коек, хирургия – 35 коек, травматология – 25 коек, урология – 10 коек, стоматология – 5 коек, гинекология – 25 коек, неврология – 25 коек.).

Поликлиника.

V уровень : ОКБ.

Основными задачами СВУ являются:

    оказание лечебно-профилактической помощи населению,

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники и передового опыта работы;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

    организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

    изучение причин общей заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих с разработкой мер по её снижению;

    организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных), прежде всего детей, подростков, женщин и лиц с повышенным риском заболевания сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями;

    осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними и др.);

    осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания и др.;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулёзом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

    организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности, борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

    широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Основным лечебно-профилактическим учреждением СВУ является участковая больница . Мощность её зависит от численности и агропромышленных предприятий, радиуса обслуживания, расстояния до районной больницы, ЦРБ, а так же от географических и других местных условий.

Различают четыре категории участковых больниц. Больницы I категории имеют мощность 75-100 коек. В них предусматриваются специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням. Такие больницы должны быть хорошо оснащены клинико-диагностическим оборудованием. Больницы II категории (50-70 коек) должны иметь койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням. В больницах III категории (на 35-50 коек) предусматриваются койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству и инфекционным болезням. В больницах IV категории (на 25-35 коек) должны быть койки по терапии, хирургии и акушерству.

Фельдшерско-акушерский пункт. Это доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАПа осуществляет на закреплённой им территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больным первую доврачебную помощь на амбулаторном приёме и на дому. Медицинская помощь больным оказывается в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки, под руководством участкового врача.

Основными его задачами являются:

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

Проведение мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактировавших с ними, и лиц с подозрением на инфекционные заболевания;

ФАП находится в ведении сельского Совета народных депутатов, имеет самостоятельную смету, предназначенную для оказания медицинской помощи и проведения профилактической работы на закреплённой территории. Заведующий ФАПом обязан ежегодно (в августе-сентябре) представлять сельскому Совету обоснованную смету по статьям на необходимые для пункта денежные средства на будущий год и добиваться её утверждения. Руководство деятельностью ФАПа осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинён.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты