04.07.2021

9 пункта 1 статьи 251 нк рф. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы


В ст. 251 НК РФ указан перечень поступлений, которые для целей исчисления прибыли не учитываются для целей налогообложения. Операции по получению указанных средств не рассматриваются в качестве льгот по налогу на прибыль. Данные средства не рассматриваются в качестве прибыли (дохода), то есть вообще не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Эта статья содержит два перечня не подлежащих обложению средств: первый перечень содержит операции по получению отдельных видов средств (п. 1 ст. 251); второй - перечень целевых поступлений (п. 2 ст. 251). Первая группа операций касается любых организаций, вторая в основном касается деятельности некоммерческих организаций и бюджетополучателей.

При определении налоговой базы не учитываются:

1) имущество, имущественные права, работы, услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) имущество, имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) имущество, имущественные права или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

Эмиссионный доход возникает у акционерного общества в случае превышения цены размещения дополнительных акций над их номинальной стоимостью. Так, в соответствии с п. 1 ст. 36 № 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах» оплата акций общества при их размещении производится по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Что касается размещения акций при учреждении акционерного общества, то оплата таких акций производится учредителями общества по их номинальной стоимости. Вместе с тем, размещаемые обществом акции могут оплачиваться по цене, превышающей их номинальную стоимость, как в случае размещения акций при учреждении акционерного общества, так и в случае размещения дополнительных акций общества.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации установлены в ст. 277 НК РФ.

4) имущество, имущественные права, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;


5) имущество, имущественные права или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

Данное положение касается участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), предусмотренного ст. 1041 Гражданского кодекса РФ. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества, установлены в ст. 278 Налогового кодекса РФ.

6) средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), технической помощи, гуманитарной помощи;

В соответствии с данным положением не учитывается при налогообложении безвозмездная помощь (содействие), оказываемая в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» .

7) основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемые для производственных целей;

8) имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

9) имущество (в том числе денежные средства), поступившее комиссионеру, агенту или иному поверенному (далее в указанном пункте - комиссионер) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и (или) иного доверителя;

10) средства или иное имущество, полученные по договорам кредита или займа (иные аналогичные средства или иное имущество независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средства и иное имущество, полученные в погашение таких заимствований;

11) имущество, полученное российской организацией безвозмездно:

От организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации.

От организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

От физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

В случае, если из существенных условий договора следует, что организация получает от арендодателя безвозмездную услугу по аренде помещения, доходы в виде безвозмездно полученной услуги учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ. Безвозмездный характер получения денежных средств имеет свои последствия и при определении расходов, учитываемых в целях налогообложения.

12) проценты, полученные в соответствии с требованиями ст.ст. 78, 79, 176 и 203 НК РФ из бюджета (внебюджетного фонда) в случае несвоевременного возврата им излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов.

13) суммы гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемые при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

14) имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования:

В виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям;

В виде полученных грантов;

В виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;

В виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

В виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

В виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций-членов общества взаимного страхования;

В виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» , по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

В виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

В виде средств, полученных организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

В виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

В виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

В виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Во всех перечисленных выше случаях организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

15) стоимость дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе);

16) положительная разница, образовавшаяся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;

17) суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

18) стоимость материалов и иного имущества, полученных при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

19) стоимость полученных сельскохозяйственным товаропроизводителем мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

20) имущество и (или) имущественные права, полученные организациями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, направленные на восстановление и содержание указанных запасов;

21) суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ;

22) имущество, полученное безвозмездно государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, используемое исключительно в образовательных целях;

23) основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством РФ;

24) положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

25) суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) – ст. 300 НК РФ;

26) средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа;

27) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

28) суммы, полученные операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством РФ в области связи;

29) имущество, включая денежные средства, и (или) имущественные права, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью;

30) имущество (работы, услуги), полученное медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке;

31) суммы дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 204-ФЗ, данная норма вступила в силу с 1 января 2006 года.

32) капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенные арендатором. В соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ данное положение вступило в силу с 1 января 2006 года. Применение этой нормы не зависит от осуществления арендодателем какой-либо компенсации.

33) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

34) доходы банка развития - государственной корпорации. Данное положение применяется с 1 января 2008 года.

35) суммы дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Данное положение применяется с 1 января 2008 года.

36) доходы налогоплательщиков, являющихся российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», полученные в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, включая доходы от размещения временно свободных денежных средств, эксплуатации олимпийских объектов и другие доходы, при условии направления полученных доходов на цели деятельности, предусмотренные для российских организаторов Олимпийских игр и Паралимпийских игр законодательством РФ, а также их уставными документами.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления.Указанное правило не распространяется на целевые поступления в виде подакцизных товаров. Товары, подлежащие налогообложению акцизами, установлены в ст. 181 Налогового кодекса РФ.

К целевым поступлениям относятся использованные по назначению:

Целевые поступления из бюджета;

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Целевыми поступлениями из бюджета бюджетополучателям являются бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

2) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 26 №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» к источникам формирования имущества некоммерческой организации относятся, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), а также добровольные имущественные взносы и пожертвования. К единовременным поступлениям могут быть отнесены вступительные взносы участников, к регулярным - членские взносы (если некоммерческая организация основана на членстве).

3) целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» в отношении: Российского фонда технологического развития; иных отраслевых и межотраслевых фондов.

4) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования. В соответствии с действующим законодательством наследование в РФ может осуществляться по закону и по завещанию. При этом наследование по закону имеет место в том случае, если оно не изменено завещанием и в других случаях, установленных законодательством.

5) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

6) средства и иное имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

7) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

8) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в размере не менее 97 процентов направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда.

9) пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством РФ.

10) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Получение учреждением средств в порядке финансирования от своего собственника не облагается налогом на прибыль. В случае нецелевого использования полученных средств данные средства рассматриваются в качестве внереализационного дохода учреждения.

11) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений).

12) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

13) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны РФ и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством РФ граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

14) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Во всех перечисленных выше случаях целевого поступления (п.п. 1-14) налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности от созданных ими в установленном порядке территориальных организаций, признаются у организации-получателя целевыми поступлениями, полученными на осуществление уставной деятельности.

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, наряду с ведением уставной деятельности, могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены в ст. 321.1. НК РФ.

При направлении указанных средств не по целевому назначению для целей налогообложения сумма, использованная не по назначению, подлежит включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).

В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Как видно, перечень поступлений, отражаемых в бухгалтерском учете на счетах учета доходов, но не признаваемых таковыми для целей налогообложения, относительно невелик. Поэтому при организации налогового учета целесообразно предусмотреть для «бухгалтерских» доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, специальные строки и/или графы в бухгалтерских регистрах либо отражение таких доходов на отдельных субсчетах с последующим составлением по ним бухгалтерских справок.

Для целей бухгалтерского учета такие доходы отражаются на счете 91 субсчёт «Прочие доходы» (т.е. участвуют в расчете «бухгалтерской» прибыли), но для целей налогообложения не учитываются.

В ПБУ 18/02 такие доходы образуют «постоянный налоговый актив», возникающий в результате «вычитаемой постоянной разницы».

Комментарий к статье 251 Налогового кодекса РФ

В ст. 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Этот перечень закрытый. То есть фирмы должны платить налог на прибыль с любых доходов, которые в нем не упомянуты.

Скажем, в пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ сказано, что не облагается налогом на прибыль имущество (работы, услуги, имущественные права), которое организация получила в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Правда, указанная норма распространяется только на тех налогоплательщиков, которые определяют доходы методом начисления. Получается, что при кассовом методе сумма предоплаты облагается налогом на прибыль в момент ее получения. Это не раз подтверждали и арбитражные суды. Пример — уже упомянутое Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 251 Налогового кодекса РФ претерпели следующие изменения:

а) пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» был изложен в новой редакции. Так, исходя из пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (в ред. указанного Федерального закона) следует, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) на день передачи имущества. При этом в случае, если передающая имущество организация является иностранной организацией, доходы, указанные в настоящем подпункте, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ;

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

б) положения абз. 18 пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, утрачивают силу (пп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 февраля 2014 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»);

в) пп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложен в новой редакции. Так, в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ);

г) пп. 41 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции в соответствии с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Так, в соответствии с пп. 41 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и на основе признания Международным олимпийским комитетом, и общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Конституцией Международного паралимпийского комитета и на основе признания Международным паралимпийским комитетом, в рамках соглашений о передаче имущественных прав (в том числе прав использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации) в денежной и (или) натуральной форме (спортивная экипировка, оказание услуг по проезду, проживанию и страхованию членов олимпийской делегации Российской Федерации и паралимпийской делегации Российской Федерации), при условии направления полученных доходов на цели деятельности, предусмотренные ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации;

д) п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ был дополнен пп. 46 о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, а также в виде средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за аэронавигационное обслуживание;

е) п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ был дополнен пп. 50 о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде дивидендов, на которые российская организация имеет фактическое право и с которых удержан налог с учетом положений ст. 312 Налогового кодекса РФ. При этом налогоплательщики обязаны документально подтвердить удержание налога налоговым агентом;

ж) п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ дополняется пп. 51 о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении;

з) в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ пп. 6 и 6.1 были признаны утратившими силу. Ранее ими было установлено, что не включались в доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль соответственно пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в размере не менее 97% направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, а также пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ был дополнен новым пп. 20, которым устанавливается, что при определении налоговой базы не учитываются доходы (денежные средства) в виде отчислений, полученные некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных фильмов в Российской Федерации, в пределах предоставленных указанной некоммерческой организацией на условиях долевого участия на производство национальных фильмов или в возмещение расходов на указанные цели сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования.

Доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Таким образом, если организация применяет метод начисления, у нее не возникает налогооблагаемого дохода при получении предоплаты (пп. 1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). При этом и возврат предоплаты не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 14 ст. 270 Налогового кодекса РФ.

А вот авансы, полученные по незаключенным договорам (т.е. по договорам, которые будут заключены в будущем), ввиду отсутствия у получателя авансов встречных обязательств признаются в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ безвозмездно полученным имуществом, которое учитывается получателем таких средств в составе внереализационных доходов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2009 г. N 16-15/043137@ «Об учете в целях налогообложения прибыли сумм авансов, полученных организацией от физических лиц в счет оплаты по договорам, которые будут заключены в будущем»).

Также укажем, что если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то суммы предварительной оплаты должны в таком случае учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Залог между залогодателем и залогодержателем возникает на основании договора. В случаях, установленных законом, залог возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств (залог на основании закона) (п. 1 ст. 334.1 Гражданского кодекса РФ).

Предметом залога (п. 1 ст. 336 Гражданского кодекса РФ) может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

В соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного п. 2 ст. 380 Гражданского кодекса РФ, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

Как следует из ст. 381 Гражданского кодекса РФ, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (ст. 416 Гражданского кодекса РФ) задаток должен быть возвращен. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Суммы НДС, подлежащие вычету у организации, получающей имущество в качестве вклада в уставный капитал

При передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов нужно восстановить НДС (п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Однако получающая сторона вправе принять данные суммы налога к вычету (п. 11 ст. 171 Налогового кодекса РФ) и должна зарегистрировать в книге покупок документы, на основании которых производится передача имущества (имущественного права), и хранить их (либо их копии) в журнале учета полученных счетов-фактур. Регистрация этих документов в книге покупок производится в момент возникновения права на налоговый вычет.

Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ принятые в данном случае к вычету суммы НДС получающая организация не должна учитывать в составе доходов при расчете налога на прибыль.

Доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Соответственно, вознаграждение, получаемое агентом в рамках агентского договора, признается Налоговым кодексом РФ доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, как разъяснила УФНС России по г. Москве в Письме от 6 августа 2012 г. N 16-15/071276@, Налоговым кодексом РФ предусмотрен следующий порядок учета расходов агента по агентскому договору:

— расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала для целей налогообложения прибыли, не учитываются в составе расходов агента;

— в случае если агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, которые не возмещаются принципалом и, соответственно, не отражаются в налоговом учете принципала, то агент вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли. При этом порядок уплаты налога на прибыль предусмотрен ст. ст. 286 — 288 Налогового кодекса РФ.

Списанная задолженность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ к доходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании п. 5 ст. 59 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» (далее — Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@) утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию.

Учитывая изложенное, суммы кредиторской задолженности по уплате пеней и штрафов по налогам и сборам, признанные безнадежными к взысканию в связи с истечением установленного срока их взыскания на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и списываемые в Порядке, установленном Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@, в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ в доходах не учитываются.

Доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов некоммерческой организации, которые получены от размещения временно свободных денежных средств

При определении налоговой базы не учитываются доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее в настоящей главе — Закон N 185-ФЗ) некоммерческой организации, которые получены от размещения временно свободных денежных средств (пп. 38 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

А согласно положениям п. 48.9 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств.

Согласно положениям Закона N 185-ФЗ:

— капитальный ремонт многоквартирного дома — проведение предусмотренных Законом N 185-ФЗ работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме;

— аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

— переселение граждан из аварийного жилищного фонда — принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — это государственная корпорация.

Фонд создается Российской Федерацией.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия фонда определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, установленными Законом N 185-ФЗ.

Местом нахождения фонда является г. Москва.

Фонд действует до 1 января 2016 г. и подлежит ликвидации в соответствии со ст. 25 Закона N 185-ФЗ.

Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено, что положения пп. 38 п. 1 ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 части второй Налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г., и применяются до 31 декабря 2012 г. включительно.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» срок применения пп. 38 п. 1 ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 Налогового кодекса РФ продлен до 31 декабря 2015 г., при этом действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Отчисления на формирование резерва на ремонт общего имущества ТСЖ или ЖСК

Подпунктом 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ установлено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Налогового кодекса РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, доходы (расходы), полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учета, а также целевого использования средств, поименованных в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.

ТСЖ (ЖСК), являющееся налогоплательщиком налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ (ЖСК), то с учетом положений ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем данные платежи (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ (ЖСК) принимаются к уменьшению доходов в составе расходов в части, подлежащей перечислению соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.

Превышение величины доходов над расходами, которые учитываются в целях налогообложения, является объектом налогообложения налогом на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 23 мая 2012 г. N 03-03-07/25).

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

    Решение от 28 октября 2019 г. по делу № А64-1243/2018

    Арбитражный суд Тамбовской области (АС Тамбовской области)

    Казенным учреждением от реализации товаров, а также имущественных прав, исходя из прямого указания пунктов 1, 2 статьи 249, подпунктов 14, 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, учитываются в составе доходов таких учреждений в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке, вне зависимости от того, зачисляются ли средства от реализации...

    Решение от 13 октября 2019 г. по делу № А28-6086/2019

    Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)

    В них процентов в общем размере 238 975 621рублей 67копеек правомерно не была учтена для целей налогообложения на основании подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В обоснование своих возражений ответчик пояснил, что передачу векселей в целях увеличения чистых активов и дальнейшее получение дохода от ценной бумаги в виде процентов необходимо...

    Решение от 3 октября 2019 г. по делу № А33-24562/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом...

    Решение от 2 октября 2019 г. по делу № А38-1401/2019

    Арбитражный суд Республики Марий Эл (АС Республики Марий Эл)

    РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Статьей 248 НК РФ к доходам отнесены доходы от реализации, которыми, в силу пункта 1 статьи 249 НК РФ, признаются выручка от реализации товаров (работ, ...

    Постановление от 2 октября 2019 г. по делу № А05-5434/2019

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Что полученные от арендаторов по договорам аренды денежные средства за предоставленные коммунальные услуги являются доходом общества от сдачи имущества в аренду, в отношении которого статья 251 НК РФ не делает исключений при определении размера налоговой базы. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.12.2018 № 07-...

    Решение от 1 октября 2019 г. по делу № А79-6219/2019

    Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)

    8 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам отнесены доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105,3 НК РФ - общие положения о...

    Решение от 30 сентября 2019 г. по делу № А70-9989/2019

    Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)

    Не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. В данной части заявитель указывает, что положения п. 14 ст. 250, подп. 14 п. 1 ст. 251 , под. 17 ст. 270, п. 8 ст. 274 Налогового кодекса РФ не регулируют. Нормы пп. 14 ст. 251 Налогового кодекса РФ и п. 17 ст. 270 Налогового...

    Решение от 25 сентября 2019 г. по делу № А71-7959/2019

    Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики)

    Необоснованным вывод о том, что целевые средства (субсидии) не учитываются при определении объекта налогообложения, так как согласно ч.2 ст. 249 и ч.1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) включаются в общий состав доходов организации. ООО «Лукрум» пояснило, что общая сумма доходов общества за 2015 год составила 3398820 руб., ...

  • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.3. ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 251 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

    20) денежные средства в виде отчислений, полученные некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных фильмов в Российской Федерации, в пределах предоставленных указанной некоммерческой организацией на условиях долевого участия на производство национальных фильмов или в возмещение расходов на указанные цели сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования.

    3. В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

    Может ли организация при уплате налога на прибыль, продав безвозмездно полученное имущество, учесть расходы на его приобретение?

    Доходы организации могут быть получены от реализации - это прибыль, связанная с производством и продажей товаров. Но существуют и внереализационные доходы, к которым, в частности, относится безвозмездно полученное имущество. Такие доходы также облагаются налогом, за исключением случаем перечисленных в ст. 251 НК РФ. По норме этой статьи от включения в налоговую базу освобожден такой доход, как безвозмездно полученное имущество. Налог на прибыль с такого дохода не платится при соблюдении особого условия: оно было передано фирме исключительно в целях увеличения чистых активов организации. Например, путём включения в уставной капитал или путем формирования добавочного капитала. Получается, возможность не учитывать как доход безвозмездно полученное имущество, уплачивая налог на прибыль, зависит от того, в каких целях такое имущество было получено. Соответственно, от этого же зависит и реальная возможность учесть затраты, связанные с приобретением такого имущества при его продаже. Итак, безвозмездно полученное имущество может:

    • облагаться налогом как доход;
    • или не включаться в налоговую базу, если оно увеличивает активы фирмы.
    В первом случае стоимость такого имущества при уплате налога рассчитывается исходя из рыночной. Налог на прибыль уплачивается из расчёта стоимости по рыночной цене, но не ниже остаточной стоимости (информация о цене подтверждается с помощью независимой оценки). И тогда по ст 268 НК РФ , при продаже такого имущества, фирма вправе уменьшить свои доходы на сумму его приобретения, исходя из которой был рассчитан и уплачен налог на прибыль. Во втором случае, когда имущество было безвозмездно получено для увеличения активов, норма ст 268 НК РФ не применяется. Ведь по ст 251 НК РФ доходов в этом случае у организации не возникает, а, потому, и налог на прибыль не уплачивается. Продавая такое имущество, фирма не может учесть при налогообложении расходы на его приобретение, так как расходов по факту понесено не было. В такой ситуации расходы будут равны нулю. Выходит, что возможность учесть стоимость безвозмездно полученного имущества в качестве расхода, уплачивая налог на прибыль при его продаже, напрямую зависит от того, для каких целей имущество передавалось. Уменьшить налог на прибыль можно, если только такое имущество принималось на баланс организации как внереализационный доход, и налог с такого дохода был уплачен.

    Можно ли плату родителей за уход за детьми в детских садах считать безвозмездной и не учитывать в качестве дохода при уплате налога на прибыль или налога на УСН?

    Если дошкольное учреждение применяет УСН, налог на прибыль оно не платит. Налог на прибыль перечисляют в бюджет организации, использующие общую налоговую систему. Однако уплата налогов при “упощенке” схожа с отчислением налога прибыль - и там, и там величина доходов уменьшается на величину расходов, а с оставшейся суммы уже уплачивается налог. Основная разница заключается в величине процентной ставки - на УСН условия более льготные. Какие же денежные средства можно не учитывать, определяя налоговую базу? По п 2 ст 251 НК РФ к таким не учитываемым доходам могут быть отнесены поступления денежных средств от фирм или физ. лиц направленные на содержание некоммерч. организаций и ведение ими деятельности согласно уставу. Такие средства называются “целевыми поступлениями”. Одним из условий для отнесения денежных или имущественных поступлений к целевым является их передача на безвозмездной основе. По ст 248 имущество может считаться переданным безвозмездно, только если его получение не влечёт возникновения у организации-получателя каких-либо обязанностей, в том числе по оказанию услуг. Обратившись к ФЗ №273 об образовании, выясняем, что под уходом за детьми в детских садах и дошкольных учреждениях понимается комплекс мер по организации их питания, досуга и бытового обслуживания. По сути, детские сады и прочие учреждения, осуществляющие уход и присмотр за детьми на платной основе, оказывают родителям этих детей услугу. Получается, что родительская плата за сад не может быть признана безвозмездной, так как взамен дошкольное образовательное учреждение оказывает услугу по уходу за детьми. Целевым поступлением по смыслу п 2 ст 251 НК РФ такая плата не будет. А, значит, должна облагаться налогом как доход. Стоит отметить, что уплачивая УСН или налог на прибыль, детский сад вправе уменьшить налогооблагаемую сумму на понесенные расходы. К таким расходам относятся затраты на питание детей, оплату труда воспитателей, остальных работников и прочие. Если расходы на уход за детьми будут равны доходам от родительской платы за этот уход, то налоговая база может быть равной нулю.


    © 2024
    ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты