01.12.2019

Обязательное социальное страхование средства системы. Система социального страхования в российской федерации


Государственное социальное страхование носит обязатель-ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра-ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме-сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус-тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра-вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ-ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо-вания. Это :

Фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра-зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав-ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —" взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста-новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред-ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ-ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю-щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп-лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле-чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно-му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече-нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со-циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени-ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти-вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко-миссии избираются также на собрании трудового коллектива.


Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна-чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по-ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру-гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по-вышения квалификации, переподготовки по направлению орга-нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна-значены для финансирования страховой организацией меди-цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла-чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь-зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так-же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно-сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус-тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам (для женщин);

Единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособия по случаю рождения ребенка;

Пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь-зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда-ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти-не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де-тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо-собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече-ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов-лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре-бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На-значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра-тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци-альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста-новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ-ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За-коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают-ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца;

За выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости-жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус-танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот-ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст-венных пенсий», предусматривающий переход на принципи-ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про-фессионального заболевания, независимо от продолжительно-сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру-довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз-мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно-сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь-ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час-тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен-сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ-ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо-способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль-ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь-ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра-вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу-чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель-ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав-ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль-ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован-ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы-шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль-ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе-ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус-луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще-ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во-просам похоронного дела производится предприятием, органи-зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

На случай возникновения различных ситуаций, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, государство предусмотрело такой механизм, как обязательное социальное страхование. Он представляет собой систему социальной защиты населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что входит в понятие

Обязательное социальное страхование является очень широким понятием, охватывающим множество сфер жизни человека. По своей сути данное понятие обозначает гарантированную финансовую помощь от государства при возникновении временной или постоянной нетрудоспособности.

Также гарантируется социальная защита находящимся на иждивении родственникам работающих граждан при потере трудоспособности последних.

Страхование предусматривает социальную защиту граждан при потере трудоспособности в следующих случаях:

  • наступление нетрудоспособного возраста;
  • получение инвалидности;
  • рождение ребенка;
  • смерть кормильца;
  • болезнь.

Само социальное страхование включает в себя множество различных понятий, знание которых необходимо для понимания принципа работы данного государственного механизма. Все эти понятия используются в действующем законодательстве для формулирования и разъяснения всех важных моментов, касающихся страхования.

Страховой взнос — денежная сумма, перечисляемая работодателем в пользу страхового фонда. Именно эти средства формируют бюджет, из которого осуществляются выплаты.

Средства страхования — денежные суммы либо имущество, за счет них осуществляется поддержка нетрудоспособных граждан.

Страховой стаж — суммарное количество времени, в течение которого работодатель осуществляет выплаты взносов ().

Обеспечение в контексте действующего законодательства — исполнение страховщиком или страхователем (в зависимости от конкретного случая) своих обязанностей по поддержке работников, потерявших свою трудоспособность.Появление такой необходимости называется «страховой случай».

Страховой риск — это какое-либо событие, наступление которого является основанием для выполнения социальных обязательств перед работником (ред. от ФЗ от 24.07.09).

Тариф страхового взноса – это величина ставки, обуславливающая величину денежных выплат в пользу страхователя.

Различные моменты, касающиеся рассматриваемого типа социального страхования, регламентируется законом, принятым 16.07.99 г, под названием «Об основах обязательного страхования».

В оригинальный текст документа были внесены различного рода изменения, последний раз данный закон редактировался 01.12.2014 г.

Закон распространяет свое действие только на граждан, которые обеспечены официальной работой. Так как за них работодатель выплачивает страховые взносы.

Именно из них формируется бюджет, из которого впоследствии при необходимости выделяются деньги на поддержку неработоспособных граждан. Лица, на которых распространяется действие данного закона, оговорены в Федеральном законе № 10-Ф3 и .

Основные принципы

Различные виды обязательного страхования в РФ подчиняются одним и тем же принципам. Существует несколько основных разновидностей данного способа поддержки нетрудоспособного населения. Но все они, независимо от вида, регулируются действующим законодательством.

Самый важный документ, на основании которого строится система функционирования данной сферы поддержки граждан государством — Федеральный закон №165-Ф3.

Существуют принципы, являющиеся основой нормального функционирования страховой системы:

  • стабильность обосновывается сопоставимостью взносов и социальных выплат;
  • соблюдение законности гарантируется государством;
  • страхование такого типа доступно для всех, реализация прав при возникновении страхового случая гарантируется законом;
  • вся система страхования регулируется действующим законодательством и постановлениями правительства РФ;
  • равноправие всех участников данной системы, гарантируется выполнение всех прав и обязанностей;
  • страховые выплаты осуществляются в обязательном порядке;
  • страховщик несет ответственность за расходование полученных взносов;
  • финансовая структура социального страхования является полностью автономной, не подверженной влиянию извне.

Также закон №165-Ф3 определяет следующие моменты:

  • устанавливает порядок регулирования исполнения обязанностей и соблюдения прав всех участников страховой системы;
  • регламентирует права и обязанности как страховщика, так и страхователя;
  • основания для осуществления социальной поддержки;
  • основные правовые аспекты.

Профессиональное обязательное страхование и его характеристика

Многие профессии связаны с большим риском, именно поэтому существует отдельная сфера социального страхования – профессиональная.

Существует целых 32 класса различных рисков, связанных с профессиональной деятельностью. И в зависимости от класса риска формируется величина взноса. Чем риск выше, тем, соответственно, страховой взнос больше.

Общее и его характеристика

Условия социального страхования (размеры, порядок и условия выплат), касающиеся реабилитации (социальной и профессиональной), устанавливаются действующим законодательством. А именно постановлением Правительства РФ (от 14.05.06 г).

Размер пособия при временной нетрудоспособности лица устанавливается в размере 100% от его среднего месячного дохода.

Выплачивается за все время нахождения на больничном (до самого выздоровления). Также учитывается индексирование страховых выплат в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации.

Общее социальное страхование подразумевает выплаты пенсии по достижении старости, получении инвалидности.

Также предусматривается государственная социальная поддержка беременным женщинам. Им осуществляются ежемесячные выплаты по уходу за ребенком, а также выплачивается пособие во время беременности и после родов (закон №213-Ф3 в редакции от 24.07.09).

Многие граждане интересуются, что представляет собой обязательное профессиональное социальное страхование. Возникают данные вопросы не на пустом месте, так как никто никогда не может предугадать, произойдет ли с ним несчастный случай, даже если работает человек в офисе. Подобный тип страхования позволит скопить средства на необходимое лечение и некоторое время, которое займет процесс выздоровления, не переживать за то, что нечем кормить семью.

Обязательное социальное страхование

Данное определение подразумевает особую форму страхования, направленную на защиту интересов человека, получившего ущерб для собственного здоровья в процессе работы. Сюда входят как возможные несчастные случаи, так и возможные заболевания, прямо связанные с выполняемой работой и обязанностями работника - таковы виды обязательного социального страхования. Чтобы гарантировать подобную защиту, работодатель в обязательном порядке оплачивает установленные суммы за каждого своего сотрудника. Согласно законодательству, такие платежи не относятся к налогам, однако фактически ничем от налога не отличаются: платить их нужно в любом случае, за неуплату следует наказание. Также не следует забывать и том, что необходимо не только совершать платежи, но и предоставлять отчетность (об этом ниже).

Законодательство

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ является основным документом, регулирующим данный вопрос, однако он не является единственным. Определенное влияние оказывают и постановления различных правительственных ведомств, которые касаются обязательного страхования, безопасности на производстве и всего иного, что определяет взносы на обязательное социальное страхование в отдельно взятой области, городе или сфере промышленности. Кроме этого, некоторые постановления Правительства РФ могут также в некоторой части воздействовать на обязательное социальное страхование. Федеральный закон, касающийся этого момента, также влияет на данные типы платежей. Кроме перечисленного, никакие внутренние документы организации или предприятия, как и решение городских властей, не могут увеличивать, уменьшать или вообще отменять выплаты.

Кто и кого страхует?

Как уже было сказано выше, предприятие в обязательном порядке совершает страховые платежи. Данный пункт касается как полностью российских организаций и компаний, так и зарубежных, которые совершают свою деятельность на территории РФ и используют граждан России в качестве работников. Кроме того, любое физическое лицо, которое также нанимает сотрудников, совершает аналогичные выплаты на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Отчислять деньги на данный тип страхования необходимо за физических лиц, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору, а также осужденных граждан, привлекаемых к выполнению каких-либо работ. Следует помнить, что гражданство сотрудника не играет никакой роли, то есть платить нужно и за резидентов, и за нерезидентов в одинаковом объеме. Абсолютно неважно также, где и по какому графику выполняется работа. Подразумевается, что выплачивать средства необходимо и за тех сотрудников, которые совершают трудовую деятельность за границей, и за тех, кто работает сезонно. Закон един для всех, так что об этом не нужно забывать организациям, находящимся на территории РФ и использующим своих сотрудников для совершения любых работ за границей или же привлекающих работников исключительно для выполнения разовых работ.

Размер взноса

В зависимости от того, к какому классу профессионального риска относится деятельность того или иного работника, меняется также и сумма выплат, которую регулирует закон об обязательном социальном страховании. Она может колебаться от 0,2% от общей суммы всех выплат, премий и других платежей, которые начисляются работнику, если выполняемые функции практически не несут никакого ущерба здоровью, а риск возникновения несчастного случая мал, и достигать 8,5% от тех же сумм выплат в том варианте, если выполняемые работы носят крайне вредный для организма характер и/или есть высокий шанс несчастного случая на производстве. Подобные нормы законодательства мотивируют работодателя улучшать условия труда, так как при этом выигрывают как сотрудники, так и само предприятие.

Профессиональный риск

Каждый год предприятие обязано подтверждать свой основной вид экономической деятельности (то есть тот, согласно которому получена большая часть прибыли). В зависимости от этого предприятию назначается и класс профессионального риска для сотрудников, значительно влияющий на выплаты в фонде обязательного социального страхования. Кроме того, специально назначенная комиссия после осмотра условий труда и ознакомления с другими элементами производства предприятия может назначить скидку или надбавку к данным платежам. Соответственно, скидка позволит организации платить меньше (достигается она с помощью значительных улучшений условий труда и повышения личной безопасности трудящихся), а надбавка потребует увеличения выплат (делается это в том случае, если и так далеко не самое безопасное и полезное производство не отличается особой заботой о своих рабочих). Размер подобного увеличения или уменьшения не может быть больше (или меньше) 40%.

Выплаты

В случае если сотрудник пострадал от несчастного случая на производстве или получил заболевание, относящееся к профессиональным, ему назначаются страховые выплаты. Они бывают трех видов: пособие по временной нетрудоспособности, одиночные или ежемесячные платежи, могут идти в счет оплаты расходов, связанных с медицинской помощью и реабилитацией сотрудника. Все это становится возможным при помощи обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования перечисляет ранее полученные суммы на определенные счета, что помогает работнику справиться с заболеваниями или же оправиться от полученных травм.

Льготы

Определенная группа предприятий может получить специальные льготы к взносам на социальное страхование. В первую очередь к таким организациям относятся те, которые используют в своей деятельности труд инвалидов 1-3 группы. Также имеют право на подобное преимущество предприятия, в которых число инвалидов (или их законных представителей) составляет не менее 80% от общей численности сотрудников. Подпадают под льготы и компании, размер уставного фонда которых полностью состоит из вкладов инвалидов (при этом их общая численность может равняться только 50% от всего числа работников). И последние, кто имеет право на послабления в части перечисления взносов в фонд социального страхования - организации, собственниками которых являются общества инвалидов. Для всех перечисленных выше груп юридических лиц доступна возможость платить только 60% от установленных сумм взносов на обязательное социальное страхование. На производстве, особенно на некоторых его видах, можно спокойно использовать труд людей, имеющих те или иные физические ограничения, при этом сумма платежей существенно снижается (это выгодно предприятию), а занятость населения увеличивается (что крайне важно, так как инвалидам найти работу очень сложно).

Отчетность

Платежи на обязательное социальное страхование уплачиваются ежемесячно, одновременно с другими налоговыми платежами, которые касаются заработной платы. Кроме того, организация обязана каждый квартал подавать в фонд обязательного социального страхования отчетность о совершенных выплатах. Это делается до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, или же до 25-го, если информация подается в электронном виде. Следует помнить, что те предприятия, количество сотрудников в которых больше чем 25 человек, обязаны предоставлять отчетность про обязательное социальное страхование на производстве исключительно в электронном виде. Остальные могут делать это на бумажных носителях.

Итоги

Информация, предоставленная выше, позволяет понять, что обязательное социальное страхование может оказать значительную помощь лицам, пострадавшим в результате несчастного случая, или тем, кто получил профессиональное заболевание. Тем более что непосредственно работник не совершает никаких выплат и на его размере заработной платы они не отражаются. Все необходимые суммы перечисляет само предприятие или организация, которой также выгодно улучшать условия труда, чтобы получать скидку, и это также идет на пользу простым рабочим.

      Понятие системы обязательного социального страхования (ОСС) и ее современное состояние

Сформированные в начале 1990-х гг. основы обязательного социального страхования в ходе рыночных реформ получили дальнейшее развитие. За эти годы в страховой форме социальной защиты населения осуществлены крупные изменения (как со знаком плюс, так и со знаком минус): с 1 января 2002 г. введена новая система пенсионного страхования, радикально изменившая порядок и условия пенсионного обеспечения в России. Существенные изменения с введением единого социального налога вместо страховых взносов внесены в механизм формирования финансовой базы социального страхования. Осуществлен переход к обязательному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но при этом было ликвидировано обязательное социальное страхование безработицы и т. д.

Однако в целом можно отметить, что к настоящему времени в России сложилась и действует определенная национальная система социального страхования. Бесспорно, она далека от совершенства, но она есть и, хорошо или плохо, это другой вопрос, обеспечивает социальную защиту от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта реально существующая система социального страхования и составит предмет нашего изучения. При этом принципиальное значение имеет понимание этой системы не как совокупности независимых друг от друга ее элементов, просто механически объединенных, а понимание ее как некой органической целостности. Можно по-разному оценивать степень (уровень) этой целостности, но отрицать ее невозможно. Проявляется и обеспечивается такая целостность определенными качествами и свойствами действующей системы социального страхования.

Действующей системе обязательного социального страхования присущи определенные качества (свойства), структура, система управления. Она опирается на соответствующую финансовую и законодательную базу. Что касается ее свойств, то здесь следует иметь ввиду следующее: важно не само по себе их перечисление, а реальная оценка состояния каждого из них. Это позволит понять характер действующей системы социального страхования, ее соответствия сущности и принципам социального страхования. К числу свойств системы социального страхования относятся:

1. Целостность системы. Можно с полным основанием сказать, что действующая в России система социального страхования органической целостности не достигла ни с точки зрения необходимого уровня взаимодействия, ни с точки зрения полноты охвата социальным страхованием социальных и профессиональных рис-ков, носящих массовый характер (достаточно сказать, что не охвачено обязательным социальным страхованием страхование безработицы).

2. Сложность системы. Бесспорно, действующая в России система социального страхования является одной из наиболее сложных страховых систем. Обусловлено это тем, что наряду с включением в нее страхования рисков, носящих массовый характер, государство внесло и множество социальных обязательств, не имеющих никакого отношения к страховой форме социальной защиты населения, и которые должны финансироваться за счет средств бюджета. Кроме того, на фонды социального страхования возлагаются и другие, не свойственные им функции. Так, с 2005 г. в связи с монетизацией льгот они осуществляют ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) взамен натуральных льгот.

3. Экономичность системы. Данное свойство отражает уровень и динамику затрат на обеспечение деятельности фондов социального страхования. Они включают в себя расходы на: 1) содержание аппарата фондов и обеспечение условий его деятельности; 2) международную деятельность; 3) подготовку и переподготовку кадров; 4) научно-исследовательскую работу; 5) пересылку пособий; 6) собственное строительство и др. Осуществляются эти расходы за счет страховых взносов. Государство на эти цели средства не выделяет. Поэтому, естественно, фонды социального страхования должны стремиться к их минимизации. Уровень таких расходов у них разный. Так, в 2006 г. в бюджетах фондов расходы на эти цели были предусмотрены: ПФР - 3,29%, ФСС - 5,3%, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС)- 1,6%. Относительно низкий их удельный вес в ФФОМС объясняется тем, что в его расходы не входят затраты на финансовое и материальное обеспечение деятельности территориальных фондов ОМС.

4. Финансовая устойчивость системы. Данное свойство отражает способности системы устойчиво выполнить финансовые обязательства перед застрахованными. Оно для системы обязательного социального страхования является одним из важнейших. С ним напрямую связана регулярность выплачиваемых страховых пособий, сохранение их от инфляционного обесценивания, не допущение снижения расходов на социальное обеспечение застрахованных. Эти качества в значительной степени определяются обоснованностью страховых тарифов, социально-экономической политикой государства, состоянием администрирования страховых взносов. В целом говорить о финансовой устойчивости системы социального страхования в России сегодня нет оснований. И немалую отрицательную роль здесь играет государство. Снижение в 2005 г. ЕСН привело к дефициту бюджетов обязательного социального страхования по оценке экспертов порядка 300 млрд руб. Покрыть этот дефицит государство вынуждено было за счет средств федерального бюджета. Дополнительные доходы бизнеса в размере 280 млрд руб. в результате сокращения страховых взносов в фонды социального страхования, были обеспечены за счет всего населения, как застрахованного, так и незастрахованного. К финансовой неустойчивости системы ОСС ведет и система льготных тарифов страховых взносов для отдельных категорий граждан (фермеров, индивидуальных предпринимателей и др.) или вообще освобождение от уплаты страховых взносов целого ряда организаций (МВД, МЧС, ФСБ и т. д.). В настоящее время примерно за 13% застрахованного населения уплачивается тариф в пониженном размере.

5. Надежность системы заключается в ее способности сохранять длительное время неизменными юридические нормы, условия и порядок страхования, финансирования и другие нормативы деятельности. Действующая система характеризуется тем, что в ней еще не устоялись законодательные нормы и нормативы, регулирующие права застрахованных, условия, порядок и нормы их страхового материального обеспечения, правовой статус самих фондов социального страхования, функционирование финансового механизма и т. д. Следствием этого являются постоянные изменения условий и порядка страховой защиты застрахованных. Так, в течение 12 последних лет они трижды радикально менялись в пенсионном страховании, неоднократно уменьшались размеры страховых выплат в Фонде социального страхования, уже длительное время сокращается объем и качество медицинских услуг населению по обязательному медицинскому страхованию. Все это позволяет сделать вывод о крайней ненадежности социального страхования в России. Не способствуют надежности системы ОСС и некоторые действия Правительства РФ (например, порядок сбора страховых взносов налоговыми органами), связанные с финансовой деятельностью страховых внебюджетных фондов.

6. Адаптивность системы. Под адаптивностью системы понимается ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. Нужно сказать прямо, что действующая система обязательного социального страхования России способна достаточно оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий. Так, ей удалось довольно быстро (хотя и не без финансовых потерь) преодолеть дефолт 1998 г. В то же время федеральный бюджет оказался не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, финансовая система просто рухнула.

7. Структурная стабильность системы. Структурная стабильность системы предполагает неизменность создаваемых организационных структур, наличие у нее иммунитета против необоснованных их реорганизаций и изменений. В целом, за исключением ликвидации страхования безработицы в 2001 г. и введения страхования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в 2000 г.), структура системы обязательного социального страхования в России оставалась неизменной. Крупномасштабных перемен и реорганизаций (типа слияния фондов социального и медицинского страхования удалось за эти 15 лет избежать.

8. Единое правовое и социальное пространство действия системы. Единое правовое и социальное пространство действия системы понимается как обязательное социальное страхование, осуществляемое на всей территории страны на единой законодательной базе и что из него выведены все не страховые формы социальной защиты. До настоящего времени это свойство в российской системе ОСС должного развития не получило. Это в первую очередь относится к обязательному медицинскому страхованию. В нем действуют разные модели медицинского обслуживания населения, начиная от страховых и кончая сохранением предоставления бесплатных медицинских услуг без уплаты страховых взносов, т. е. по аналогии с до перестроечным периодом. Что касается законодательной базы обязательного социального страхования, то она похожа на "лоскутное" одеяло, где одновременно уживаются и законодательные акты, и нормы социального страхования, и нормы социального обеспечения, перекочевавшие из советского прошлого в рыночное настоящее.

1.2. Уровень и качество обязательного страхового обеспечения

Характеристика действующей системы ОСС будет неполной без ответа на вопрос об уровне и качестве страховой формы защиты застрахованных граждан. Более того, для ее оценки это имеет ключевое значение. Для оценки уровня материального обеспечения по праву социального страхования используется целый ряд показателей: соотношение получаемых страховых выплат с прожиточным минимумом; коэффициент замещения утраченного заработка страховым пособием при наступлении страхового случая; темпы роста размера страховых выплат; доля расходов на социальное обеспечение в ВВП и в государственном бюджете и др.

Что касается уровня и качества страхового обеспечения работников, то следует сказать прямо, что, во-первых, он пока очень невысокий, а, во-вторых, резко отстает от стран с социально ориентированной рыночной экономикой.

Возьмем показатель соотношения среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В последние годы средний размер пенсии был или на уровне, или чуть выше ПМП, или ниже ПМП - т. е. ниже черты бедности, о чем наглядно свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1

Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера, в %

Еще хуже обстоит дело с соотношением минимальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В 2008 г. оно составляло 35,7% ПМП. В среднесрочной перспективе в результате повышения размеров пенсий соотношение между средней трудовой пенсией и ПМП к 2014 г. прогнозируется повысить до 126,5%. К этому же времени намечается довести минимальный размер пенсии до прожиточного минимума. Одним из ключевых показателей уровня пенсионного обеспечения является коэффициент замещения (Кз) страховой выплатой (пенсией) утраченного заработка. Он используется как для оценки динамики изменения материального положения пенсионеров по сравнению с работающими гражданами, так и для сравнения этого показателя по регионам и странам. По своему экономическому содержанию он характеризует, какая доля утраченного заработка при наступлении страхового случая возмещается страховым пособием. В пенсионном обеспечении Кз в 2008 г. составлял 35%, к 2009 г. снизился до 28%, а в 2011 г. снизился до 26% заработка. Следствием такого положения является то, что материальное положение большинства работников при выходе на пенсию снижается в 3-6 раз. Социологические исследования свидетельствуют, что почти у 90% пенсионеров размера их пенсии недостаточно для покупки одежды и обуви, у 60% - не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. В 2008 г. у 40% пенсионеров абсолютный размер пенсии находился ниже ПМП. Все это ведет к изменению их социального статуса, вызывает угрозу через 2-3 года после выхода на пенсию стать просто нищими. Даже высококвалифицированные специалисты с заработком 30-40 тыс. руб. в месяц при выходе на пенсию могут рассчитывать на ее размер порядка 3,5-5 тыс. руб., что снижает их уровень потребления в 8-10 раз.

Хроническое недофинансирование обязательного медицинского страхования (в 2-2,5 раза меньше необходимого размера средств на него), ведет к низкому качеству медицинских услуг. Так, финансирование в последние годы базовой программы ОМС лишь на 40% от потребностей, привело к тому, что система ОМС оказалась не в состоянии обеспечить гарантированное Конституцией РФ бесплатное получение качественных медицинских услуг застрахованными гражданами России.

Фонд социального страхования, испытывая дефицит средств, вынужден был ввести ограничения по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (в 2009 г.- не выше 15 тыс. руб., ранее- еще меньше). При зарплате в 30 тыс. рублей, застрахованный получает лишь 50% своей зарплаты, хотя по закону при временной нетрудоспособности она должна составлять порядка 100%. Длительное время не повышались очень низкие размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (в 2009 г. они повышены лишь до 700 руб. в месяц, а ранее их размер составлял 200, потом 500 руб.) (в 2008 г. это составляло 20,8% ПМ).

Практически ликвидировано санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей за счет средств ФСС. В настоящее время ФСС осуществляет санаторно-курортное лечение в основном лишь льготных категорий граждан (инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны; участников ВОВ и ветеранов боевых действий, блокадников Ленинграда, детей-инвалидов и других категорий за счет средств бюджета.

Что касается санаторно-курортного лечения за счет средств ФСС, то оно связано только с долечиванием по четырем видам заболеваний, а также после тяжелых травм и профзаболеваний. Если оценить существующий уровень социальной защиты, то можно констатировать, что сегодня он резко отстает от международных стандартов (табл. 2).

Таблица 2

Размеры социальных гарантий застрахованным, в % от размера заработной платы

Виды выплат

Россия на начало 2009 г.

Международные стандарты конвенции МОТ

Средние размеры -30% после 40 лет уплаты взносов

Минимальные-40% после 30 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

Средние размеры-50-80%

Минимальные- при наличии нждевенцев 55%

Гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату лекарств

79%- при амбулаторном лечении; 100%- при стационарном лечении

Такие низкие показатели уровня социальной защиты населения во многом объясняются недостатком выделяемых ресурсов на обязательное социальное страхование. Особенно четко это просматривается при сравнении расходов на социальное обеспечение в странах Центральной и Западной Европы, США и России. Соответствующие данные приведены в табл. 3.

Таблица 3

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2008 года

Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП

В том числе

на пенсии

На медицинскую помощь

Страны Западной Европы

Страны Центральной Европы

Как следует из приведенных данных, к началу XX столетия в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы - 17%, а в России - чуть более 10%. Следует особо подчеркнуть, что это расходы государства в целом на социальное обеспечение, куда входят наряду с расходами на социальное страхование и социальные расходы пособия по безработице, социальные пенсии и др. Что же касается собственно доли затрат на социальное страхование в ВВП, то она колеблется на уровне 7-8%.

Столь высокие финансовые ресурсы социального страхования в странах Западной Европы и США позволяют обеспечивать и высокие жизненные стандарты, и уровни защиты застрахованных. Достаточно сказать, что размер пенсий составляет 65-75% от заработной платы работников при их выходе на пенсию.

Все это означает, что в России потенциал социального страхования еще только формируется. Расходы на социальное страхование в процентах к ВВП за последние 5 лет по годам представлены в табл. 4.

Таблица 4

Расходы внебюджетных фондов социального страхования (% к ВВП)

При этом размер отечественного ВВП в расчете на одного работника составляет от 1/10 до 1/5 соответствующего показателя по развитым странам.

Следствием этого является и размер пенсий в России, составляющий 28% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5~6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по ЕС.

Вместе с тем имеются и другие факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы социального страхования. К ним относятся: использование в рамках социального страхования значительного объема средств для социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты, незаинтересованность работников и работодателей в развитии социального страхования, низкий уровень оплаты труда и т. д.

1.3. Структура системы ОСС и основные направления ее осуществления

Действующая система социального страхования России, как и любая иная система, определенным образом структурирована. Она включает в себя следующие направления обязательного социального страхования.

Пенсионное страхование, которое осуществляет страхование от риска материальной необеспеченности в связи с прекращением трудовой деятельности по старости, инвалидности, потере кормильца. В качестве страховщика в данном виде страхования выступает Пенсионный фонд России (ПФР);

Страхование временной нетрудоспособности, именуемое как "социальное страхование". Это не совсем корректное название, но так сложилось исторически. Данный вид страхования страхует от риска материальной необеспеченности в случае временного выпадения из трудового процесса по болезни, беременности, родам и т. д.

Роль страховщика выполняет Фонд социального страхования (ФСС РФ).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этом случае страхуется риск материальной необеспеченности в связи с невозможностью участвовать в трудовом процессе из-за производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение, реабилитацию, протезирование и т. д.;

Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Обязательное медицинское страхование, которое оно осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности (ФФОМС).

В качестве страховщика здесь выступают федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Организационно эти три направления обязательного социального страхования представлены тремя государственными внебюджетными страховыми фондами: Пенсионным, Социальным и фондами обязательного медицинского страхования. В свою очередь, для каждого фонда законодательно установлены виды социальных и профессиональных рисков, подлежащие страхованию каждым из этих фондов, а также размеры тарифов по уплате страховых взносов для каждого из этих фондов.

Наряду с рассмотренными фондами ОСС в действующую национальную систему России входят добровольное социальное страхование, корпоративное и частное и также неразвитые формы обязательного негосударственного социального страхования: территориального (страхование населения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и профессионального (страхование людей работающих в особо вредных и опасных условиях труда: список № 1, № 2).

Вывод: Если подвести некоторый итог, то можно констатировать: основные свойства действующей в России системы ОСС находятся еще в неразвитом состоянии, что, во-первых, естественно снижает ее эффективность, а во-вторых, предполагает необходимость создания соответствующих условий для их развития и совершенствования.

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование , которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права . Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения , в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер , направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование , которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

пенсионным;

обязательного медицинского страхования;

социального страхования;

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственное обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного соц. страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами . Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления , обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности , они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации указывает:

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФРФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

Осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

Проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии.

Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций , отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Негосударственные пенсионные фонды - особая форма некоммерческой организации, созданная для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации отличаются тем, что они не распределяют среди учредителей свой доход. Учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного инвестиционного ресурса.

Негосударственное медицинское страхование: по организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами , то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Глава 4. Система социального страхования

обязательное социальное страхование

В РФ соц. внебюджетные фонды стали создаваться после принятия закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время действуют: ПФРФ,ФОМС,ФСС. Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

гос. регулирование системы страхования; гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения; внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и мест проживания; единый механизм формирования фондов из относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что создает возможность самоиндексации доходов фонда; отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников; все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение . Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение , другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью . Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов . Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Пенсионный фонд Российской Федерации:

Первоочередной задачей Пенсионного фонда- является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Фонд социального страхования РФ:

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования:

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании , учредителями которых выступает местная администрация . Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основным источником поступления средств в социальные фонды является Единый Социальный Налог.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Формы и задачи социального страхования меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы , регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Список использованных источников

1. Адамов, В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова - М.: Финансы и статистика, 2001.- 315с.

2. Бугаев, Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России / Ю.С. Бугаев -М.: Финансы, 2002. -№ 3.

3. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru

4. Гейц, И.В. Социальное страхование / И.В. Гейц -ЮНИТИ,2004.-347с.

5. Дедиков, С.В. Негосударственные пенсионные фонды / С.В. Дедиков- Финансы, 2004.- №3

6. Лобанов, И.А. Человек и труд / И.А. Лобанов-М.: 2004.- №6

7. Михальчук, В. Б. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов / В. Б. Михальчук -Финансы, 2003.- №3.

8. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансовый бизнес № 5, 2004.

9. Таранов, А.П. Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранение // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 2 / А.П. Таранов -М.:2001. С. 35-37.

10. Цыганов, А.А. Перспективы развития социального страхования в России / А.А. Цыганов -Финансы и кредит, 2004.- №14, С 53.

11. Шихов, А.К. Социальное страхование / А.К. Шихов -ИНФРА-М.: 2000.

12. Янгин, А.А. Экономический анализ : теория и практика / А.А. Янгин-М.:Дрофа, 2004.- №14

13. Якушев, Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах / Е.Л. Якушев- М.:2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы осуществления, субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица, страхователи и страховщики. Основные функции и направления деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    презентация, добавлен 23.01.2014

    Понятие, социально-экономическая сущность социального страхования в России, зарубежный опыт его организации. Система государственного социального страхования в России. Фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, пути модернизации.

    курсовая работа, добавлен 02.05.2010

    Рисковая природа существования человека как основная предпосылка появления социального страхования. Социальное страхование - один из компонентов системы социальной защиты. Особенности системы обязательного социального страхования в Республике Беларусь.

    контрольная работа, добавлен 10.11.2013

    Цели и принципы социального страхования. Становление социального страхования в России. Действующие виды , правовая основа , экономические категории социального страхования в России. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в России.

    курсовая работа, добавлен 29.06.2010

    Положения обязательного медицинского страхования, этапы его становления в России. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования. Проблемы и перспективы развития системы.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

    Учебно-тематический план и программа дисциплины. Финансовые схемы системы обязательного социального страхования. Институт социального страхования в России. Методические указания к выполнению рефератов и контрольных работ . Функции социального страхования.

    методичка, добавлен 05.01.2011

    Понятие, функции и виды социальной защиты. Развитие мировых систем социального страхования. Социальное страхование в СССР, изменения в данной системе в современной России. Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования.

    дипломная работа, добавлен 28.01.2011

    Понятие социального страхования, его цели, задачи и функции в современном обществе . Сравнительный анализ сходств и отличий между различными формами социального страхования. Принципы осуществления обязательного и добровольного социального страхования.

    реферат, добавлен 02.06.2014

    История возникновения и развития обязательного и добровольного социального страхования в Германии в XIX веке. Установление сроков исковой давности федеральными законами о конкретных видах страхования. Государственные и негосударственные страховые фонды.

    презентация, добавлен 12.04.2013

    Понятие социального страхования, его основные формы. Виды социально-страховых рисков. Элементы системы социального страхования: социальные гарантии и государственное вспомоществование. Основные факторы осуществления обязательного социального страхования.

Обязательное для всех - один из способов, которыми государство обеспечивает защиту своих граждан. Такая форма социального взаимодействия, как обязательное в РФ соц страхование является важной частью государственной системы. Согласно федеральному закону, оно защищает граждан РФ от возможных изменений материального и социального положения: потери доходов по причине инвалидности, безработицы, старости, смерти кормильца, материнства.

Обязательное для всех соц страхование очень важно и для работников, которые могут получить травму на производстве - в наибольшей мере это касается тех, кто работает на вредном производстве . От того, как будет организовано социальное обеспечение таких людей, зависит еще и престиж работы целых отраслей, важных для наполнения бюджета РФ. Очевидно, что обязательное социальное страхование призвано минимизировать для граждан негативные последствия изменений статуса.

Историческая справка

Страховка, как защита условий существования, возникло одновременно с самим человеком. Но до того момента, как возникли первые идеи страхования людей на опасном производстве , выплата пособий трансформировались в обязательное современное соц страхование, прошло немало времени, за которое система была очень сильно доработана и отшлифована.

Об основах обязательного социального страхования, их зарождении известно достаточно много. По мере своего совершенствования общество продумывало механизмы социальной защиты. В своем нынешнем виде социальная страховка появилась в Германии в девятнадцатом веке, и сейчас можно точно сказать, что социальное страхование работает во всех странах мира, которые являются экономически развитыми и могут обеспечить своим гражданам социальную защиту.

Как устроена эта система в России?

В России обязательное социальное страхование, как система, состоит из финансовых и социальных гарантий:

  • на случай непродолжительной нетрудоспособности застрахованного;
  • в связи с рождением ребенка;
  • медицинского;
  • на случай смерти (причем субъекты обязательного социального страхования - и само застрахованное лицо, и несовершеннолетние члены семьи, которых тоже защищает обязательное у нас соц страхование);
  • пенсионного;
  • также в список входит обязательное социальное страхование сотрудников от различных профессиональных заболеваний и несчастных случаев, возможных на производстве.

Последний пункт, включенный в обязательное российское социальное страхование, достоин особого внимания , так как защищает работника в случае получения травмы на производстве или приобретения им заболевания из-за условий на производстве. При этом, если работник погиб на производстве, обязательное трудовое соц страхование обеспечивает и защиту лиц, которые являются его иждивенцами.

Возмещение ущерба здоровью и жизни граждан на производстве проходит путем выдачи им обеспечения согласно условиям, на которых они были застрахованы. Получившие травму на производстве также могут рассчитывать на финансирование их реабилитации. В этом случае обязательное в России соц страхование особенно важно.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты