29.08.2020

Макроэкономика. Государственное регулирование доходов населения


Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.

Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1) регулирование доходов населения;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов включает:

Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;

Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

Установление государственных гарантий по оплате труда. Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);

2) различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;

Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,

систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.

В системе государственного регулирования доходов населения центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределение дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным. В США в 1981 году без государственного воздействия разрыв в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных мог составить 52 раза, но благодаря государственному вмешательству составил лишь 9,7 раза.

Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

Важной проблемой развития общества является обоснование основополагающих принципов определения размеров и дифференциации оплаты труда и доходов в различных сферах и отраслях.

Основой обоснования оптимальных размеров дифференциации оплаты труда и доходов является регулярная разработка на плановый период нормативных потребительских бюджетов: минимального (прожиточного минимума), рационального потребительского бюджета, бюджета полного достатка (табл.16.2).

В обществе социальной справедливости должна стимулироваться трудовая, творческая и предпринимательская активность и одновременно должна предотвращаться сверхкритическая дифференциация доходов граждан, расслоение общества на богатых и нищих. Минимальный уровень оплаты труда должен являться производным от минимального потребительского бюджета. Средний уровень оплаты труда должен являться производным от рационального потребительского бюджета. Максимальный уровень оплаты труда должен являться производным от бюджета полного достатка.



Вторым ключевым принципом является принцип соизмерения труда в различных сферах и отраслях. В настоящее время крайне низко оценивается творческий труд, труд работников образования, здравоохранения, культуры и т.д., то есть такого труда, результаты которого проявляются в перспективе. В то же время исследования эффективности затрат, например, в образовании показывают, что эффективность затрат на высшее образование в 4-6 раз выше эффективности затрат в сфере материального производства и т.д. Дифференциация оплаты труда должна обеспечиваться созданием систем перспективной мотивации труда, предполагающих введение степеней роста: категорий квалификации и оплаты труда. Во многих отраслях в различной форме так или иначе действуют системы оценки квалификации по категориям (классность у водителей, категории у инженеров, должности у научных работников и т.д.). Необходимо далее ввести шкалы категорийности в тех отраслях, где их нет, и упорядочить их между разными отраслями.

Таблица 16.2

Взаимосвязь потребительских бюджетов и оплаты труда в системе перспективной мотивации

Минимальная оплата труда должна устанавливаться по отношению к прожиточному минимуму через «коэффициент нагрузки иждивенцев» на одного работника, величина которого в настоящее время составляет в среднем 1,25. Поэтому минимальная оплата труда по всем сферам деятельности и отраслям должна устанавливаться на уровне:

МОТ(Т) = 1,25×ПМ(Т), (16.4)

где МОТ(Т) – минимальная оплата труда на очередной год «Т»,

ПМ(Т) прожиточный минимум на начало года «Т».

Уровень минимальной оплаты труда на предстоящий период включается в генеральное тарифное соглашение между правительством, собственниками средств производства (работодателями) и профсоюзами.

В качестве представителей собственников средств производства могут выступать как само правительство (представитель собственника-государства), так и союзы предпринимателей, арендаторов, совместных предприятий, отраслевые ассоциации, гильдии и т.п.

Одновременно в генеральном тарифном соглашении должны устанавливаться и средняя зарплата через «рациональный потребительский бюджет» (РПБ) и ориентир максимальной оплаты труда, через «бюджет полного достатка» (БПД).

Глава 16.3. Государственное регулирование социальной

Инфраструктуры

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводство социальной сферы.

Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование.

В подавляющем объеме расходы по содержанию отраслей социальной инфраструктуры государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг.

Направления повышения эффективности социальной инфраструктуры:

1. Модернизация образования

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Приоритетном национальном проекте «Образование». Выделены следующие приоритетные направления:

1. Создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования;

2. Повышение инвестиционной привлекательности системы образования.

Достижение этих целей осуществляется с помощью решения следующих задач:

Первая – обеспечение инновационного характера базового образования;

Вторая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

Третья – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

Четвертая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Пятая - рост доступности качественного общего образования;

Шестая - повышение качества профессионального образования, его соответствия потребностям экономики и социального развития.

В среднесрочном периоде для решения поставленных задач предстоит осуществить следующие ключевые меры:

1. Обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования

2. Осуществить переход на двухуровневую систему высшего образования, создать организационные и правовые механизмы интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.

3. Создать систему предшкольного образования детей, обеспечив стопроцентный охват программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет

4.Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы образования

Реализация данных направлений предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 % ВВП (в 2007 – 2008 годах) до 7 % ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1 % до 5,5 – 6 % ВВП.

2. Реформирование здравоохранения

Основной целью государственной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы.

Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме:

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий:

осуществление перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования;

Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи;

Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях;

Шестая- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду;

Седьмая – создание системы охраны здоровья населения:

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

создание условий для ведения здорового образа жизни.

Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП увеличится с 3,6 % в 2008 г. до не менее 5,2 – 5,5 % в 2020 году (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10 – 11 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран).

3. Трудовые отношения занятость и миграция

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

Первая – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости;

Вторая – развитие качества рабочей силы и ее профессиональной мобильности;

Третья - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

Четвертая - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;

Пятая – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

Снижение уровня неформальной занятости с 35 % в 2008 году до 5 – 10 % в 2020 году;

Повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 % в 2008 году до 70 – 80 % в 2020 году;

Охват внутрипроизводственным (с периодичностью не более 5 лет) обучением 80 % работников крупных и средних предприятий, а также опережающим профессиональным обучением 40 – 50 % работников, подлежащих высвобождению;

Снижение уровня общей безработицы с 6,0 % в 2008 году до 2 – 3 % в 2020 году.

Для формирования гибкого рынка труда необходимо:

Обеспечить совершенствование трудового законодательства;

Развивать территориальную мобильность рабочей силы;

Повышать качество занятости;

Повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить развитие постоянной иммиграции, эффективное регулирование временных трудовых перемещений, эффективную борьбу с нелегальной миграцией.

Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов и инвесторов, и адресованы тем иностранцам, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами. Для реализации программы переселений необходимо:

Разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество;

Утвердить основные категории иммигрантов: воссоединяющиеся с семьями, экономические иммигранты, беженцы;

Разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов;

Разработать критерии привлечения экономических иммигрантов из государств-участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.

4. Реформа пенсионного страхования

Состояние реформируемой пенсионной системы в настоящее время характеризуется недостаточным уровнем пенсионного обеспечения. Средний размер трудовой пенсии по старости не превышает 1,25 прожиточного минимума пенсионера, что вдвое ниже уровня 1991 года.

В целях реализации пенсионной реформы обеспечен переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, дополненной негосударственными организациями, и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений.

Основные направления деятельности в рамках нового этапа реформ:

1. Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих целевых ориентиров:

Обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий к 2020 году до величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера;

Создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости.

Для этого предполагается реализация следующих направлений:

1. Разработка мер по налоговому стимулированию добровольного пенсионного страхования путем: уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, отнесения в полном объеме расходов по уплате взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, осуществленных работодателями за работников, на уменьшение базы обложения налогом на прибыль;

2. Разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, в том числе путем более широкого использования возможностей паевых инвестиционных фондов для целей управления активами пенсионных фондов.

5. Социальная поддержка населения

Реализация целей социально-экономического развития требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства.

Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых категорий населения.

Основные целевые ориентиры социальной политики:

Снижение уровня абсолютной бедности с 13, 4% в 2007 г. до 6 – 7 % в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 году;

Адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям) достигнет к 2012 в среднем по стране 70-80% (в 2007 г. по экспертным оценкам – 40 – 50 %), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100 % (в 2007 г. по экспертным оценкам – 60 %);

Сформируется эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

Первое – улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

Повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

Повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

Повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи;

Повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов через расширение использования налоговых вычетов, введение налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

Второе - повышение эффективности государственной поддержки семьи: развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

Третье - реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

Четвертое - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

Пятое - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (НКО) в сфере оказания социальных услуг;

Шестое - формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

6. Политика в сфере культуры

Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое - создание условий для равной доступности культурных благ и услуг, образования в сфере культуры и искусства для граждан России;

Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры;

Третье - сохранение и популяризация культурного наследия народов России;

Четвертое - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом;

Пятое - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.

Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при её реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. В этих условиях проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств финансирования, сокращению бюджетных затрат.

Планируется увеличение расходов бюджетной системы на культуру, кинематографию и СМИ с 0,7 % ВВП в 2007 году до 1,5 % ВВП в 2020 году.

стной мотивации: «Духовные ценности нации должны стать национальными интересами России! Мы должны внести в сознание соотечественников понятие - нравственный суверенитет нации» . Под знаком ценностной мотивации выступают и остальные, относящиеся к повседневности, к материальным и бытовым проблемам. Отсюда - циклический характер российской истории: в фазе ценностного воодушевления активизируются все виды социального творчества. Государство усиливается, общество консолидируется. В фазе «упадка веры» резко усиливаются дестабилизирующие факторы. Для того чтобы преодолеть кризис веры, ценностно-нормативный кризис и восстановить национальную идентичность необходимо создать новую цивилизационную (суперэтническую) идею, которая по-новому высветила бы универсалии нашей культуры. Главный редактор православно-информационного агентства «Русская линия» А.Д.Степанов подчеркивает, что духовно-нравственные ценности русского народа - это непреходящая идея, являющаяся основой общественного согласия в веках. «Сегодня она актуальна как никогда», - замечает исследова-тель.

Таким образом, реализация инновационной модели развития России, основанной на системной модернизации, позволит со временем преодолеть кризисные явления в экономической, социальной и духовной сферах российского общества, добиться устойчивого экономического роста, обеспечить благоприятные условия для получения новых знаний, сформировать новые ценностные ориентиры, создать инновационную идеологию, соответствующую требованиям эпохи, но основанную на сохранении русской историко-культурной традиции, с учетом особенностей национального менталитета. Развитие приоритетных направлений, основанных на использовании сильных сторон российской цивилизации как в плане материальных, так и духовных ресурсов, позволит России выйти на новый уровень развития и занять достойное положение среди современных интегрирующих инновационных государств.

Литература

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! 2009 г. [Электронный ресурс]: http:/www. gazeta.ru

2. Гонтмахер Е. Россия XXI в. - образ желаемого завтра. Доклад Института Современного Развития, М., 2010 г.

3. Дискуссия о докладе Института современного развития «Россия XXI в. - образ желаемого завтра». [Электронный ресурс]: http://www.riocenter.ru. 2010 г.

4. Гонтмахер Е. Россия XXI в. - образ желаемого завтра. Доклад Института Современного Развития, М., 2010 г.

6. Материалы международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности, культурное наследие и национальные интересы России», - Институт философии РАН, апрель 2008 г. [Электронный ресурс]: http://www.rusk.ru/st.php.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Минакова И.В.,

доктор экономических наук, профессор Сухорукова Л.Н., соискатель Чертова О.Ю.

Курский государственный технический университет г. Курск, Россия

Проанализировано состояние в сфере распределения доходов в современной российской экономике. Определен комплекс мер по активизации государственной политики регулирования доходов населения.

Одной из самых важных проблем в обществе, остро стоявшей во все времена, является проблема справедливого распределения доходов. История свидетельствует, что именно на почве раздела прибылей вспыхивали многочисленные конфликты и войны. Таким образом, от степени не- 43 -

равномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества.

По оценкам Всемирного банка, в конце прошедшего столетия пятая часть человечества имела более 4/5 мирового дохода, Это преимущественно жители промышленно развитых стран . В то время как в странах центральной Африки, ряде государств Латинской Америки, странах Восточной Европы и СНГ в 90-х гг. уровень жизни существенно снизился. Соответственно возросла роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социальной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью. Именно бедность называется главной причиной кризиса нации в России. Отсюда и задача номер один - ее ликвидация. Однако не все так однозначно. Считается, в частности, что доля собственно экономического фактора в сложившейся ситуации - не более 30%, остальные 70% приходятся на духовное неблагополучие народа, утрату им нравственных ориентиров, отсутствие того, чем можно гордиться .

Во всем мире существует понятие «социальный стандарт жизни». И только в России мерилом социального благополучия еще считается «минимальный размер оплаты труда» - МРОТ (и это притом, что теневой оборот денег в этой части еще недавно составлял около 40%). Остальное население (за рамками бедных) распределяется по следующим социальным группам: малообеспеченные (с доходами в 2-2,5 прожиточных минимума), средние (3-3,5 минимума), обеспеченные и богатые (6-7 минимумов). Только в последней группе питание, услуги, отдых - по потребности, можно покупать жилье, иметь солидные сбережения. В России численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня (так называемое малоимущее население) в 2009 г. составила 28,9 млн. человек (20,2% от всего населения), имелось и крайне бедное население с уровнем доходов в два и более раза ниже прожиточного минимума. Низкую оценку своего труда отмечает 45% россиян. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010 г., по предварительным данным, составила 20,16 тыс. руб. и по сравнению с мартом 2009 г. выросла на 10,1%, по сравнению с февралем 2010 г. - на 2,3%. При этом, по данным Росстата, средняя по стране заработной плата была максимальной у банкиров и финансистов - 35424 рубля, нефте- и газодобытчиков - 33934 и работников нефтеперерабатывающих заводов - 33618; минимальной - у крестьян -3847 рублей, продавцов в магазинах - 5039, учителей - 5097 и врачей - 5871. При таком уровне заработной платы неудивительно, что у нас 2/3 населения не имеют никаких сбережений. Для сравнения: в США «бедной» считается семья с доходами до 800 долларов на человека в месяц .

Усиление неравенства в распределении доходов, низкий уровень их у основной части населения и концентрация средств относительно небольшой группой людей понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности.

Традиционные механизмы социальной защиты (гарантированная минимальная заработная плата, различные пособия) в условиях высокой инфляции и отсутствия соответствующей индексации утратили свою социальную роль. Для сглаживания дифференциации доходов населения государству следует предусматривать следующие меры государственной политики:

1. Перераспределение полученных доходов через бюджет с помощью прямых методов регулирования - налоговой системы (переход к прогрессивной системе налогообложении доходов физических лиц), трансфертных платежей, дотаций, субвенций, субсидий и некоторых других, косвенных механизмов. При этом должно быть строгое соблюдение баланса между экономической эффективностью и перераспределением.

2. Свободный доступ малообеспеченных к образованию и профессиональной подготовке.

3. Несомненно, очень важен процесс совершенствования и развития политики занятости. На рынке труда должна осуществляться активная политика, расширяющая возможности, особенно молодежи, трудоустройства. В условиях невысокой инвестиционной активности следует уделять повышенное внимание введению рабочих мест с относительно невысокой стоимостью, содействуя распространению индивидуального предпринимательства и занятости в таких сферах, как социально-бытовые услуги, жилищное строительство. Следует организовывать стимулирующие мероприятия с помощью различных налоговых льгот, создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе и поощрять предоставление там работы социально уязвимым категориям населения.

4. Еще одно перспективное направление перераспределения доходов - развитие системы социального страхования населения. На сегодняшний день в России существует система единых страховых взносов, вне зависимости от уровня заработка и доходов застрахованных лиц.

В заключение отметим, что в интересах всех жителей страны государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на достойный уровень благосостояния. В отсутствие такой политики усиление неравенства и нищеты будет препятствовать развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Литература

1. Куснер Ю.С. Динамика распределения доходов в России / Ю.С. Куснер, Г.М. Мкртчян, И.Г. Царев // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - №9. - С. 2534.

2. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: наши доходы / П.Я. Октябрьский // Вопросы статистики. - 2007. - №12.- С. 34-39.

3. Сулимова Т. Рост доходов как одно из направлений преодоления бедности в обществе / Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010. - №3. - С.31-35.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТАНДАРТОВ

ПОТРЕБИТЕЛЯ

Прокопьева И.А.,

старший преподаватель

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

г. Екатеринбург, Россия

В условиях экономического спада и утраты ценностных доминант прошлого периода дизайн-деятельность как вид рационального проектного творчества становится все более актуальной. Особое значение приобретает социокультурная роль дизайна как формирующего отношение молодого поколения к предметному миру и ориентирующая на восприятие этого мира с позиции ценностно-смысловых характеристик. Социокультурные ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных сознания и отношений, чему в немалой степени могут способствовать продукты дизайна

Явление ХХ века - дизайн объективно стал самым многогранным и востребованным из видов проектирования. Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический, функциональный и образно-художественные подходы . Под функцией дизайнеры понимают не только утилитарный и технологический смысл вещи, но и ее художественно-эмоциональную ценность. Ценностно-ориентационная составляющая дизайна является наиболее важной

Дизайн XXI в. предлагает сместить точку восприятия из сферы действия разума в подсознательное. Дизайнер стремится «сдвинуть» зрителя с привычной тому позиции полагаться на мышление в область чувств, ощущений, эмоций.

Современное информационное (постиндустриальное) общество ставит творческое мышление выше следования единому для всех образцу и требует развития индивидуальности. Проектное мышление дизайнера - это восприятие мира как целостного объекта, и восприятие окружающего мира им происходит через предметную среду (конкретные вещи, наделенные формой). Следовательно, язык дизайнера - это форма. Разговаривая с потребителем на этом специфическом языке дизайнер должен помнить о социокультурном контексте проектируемых им объектов.

Прежде, чем заниматься проектированием дизайнеру необходимо освоить язык формы. Начало освоения происходит с освоения самого понятия «форма».

Обращаясь к историческому наследию развития понятия «форма», мы видим, что в зависимости от мировоззрения людей, живших в разные исторические периоды, это понятие было различным. Но можно с уверенностью сказать, что базовое понятие «формы» разработал Аристотель,

Государственное регулирование доходов населения

Прежде всего, регулирование доходов проявляется в механизме регулирования заработной платы, представляющем собой сочетание и взаимодействие трех механизмов:

1) государственное вмешательство (роль скорее социальная, чем экономическая; характер скорее косвенный, чем прямой);

2) колдоговорное (общенациональное, отраслевое, фирменное) регулирование;

3) рынок труда , подчиненный действию закона стоимости.

Опыт государственное регулирование доходов населения свидетельствует, что государственные органы управления участвуют в регулировании заработной платы по таким направлениям:

 установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.), но он может устанавливаться и на основе общенациональных соглашений;

 налоговая система (в отношении доходов и заработной платы);

 предельные размеры роста заработной платы в период усиления инфляции (или компенсация падения доходов в период роста цен);

 прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики (однако имеет ограниченный характер, так как большая часть госпредприятий функционирует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости);

 институциональные основы колдоговорного регулирования.

Минимальная ставка заработной платы устанавливается для взрослого, возраст которого по странам различается. Минимальная ставка для молодого устанавливается в % от минимальной ставки взрослого. Продолжительность испытательного срока различается же в зависимости от категории персонала и страны.

Колдоговорное регулирование осуществляется предпринимательскими организациями и профсоюзами на общенациональном (государственном), отраслевом и фирменном уровнях. Если на государственном уровне роль регулирования скорее социальная, то на отраслевом - не только социальная, но и экономическая, стимулирующая, а на фирменном уровне - прежде всего стимулирующая роль. Имеется определенная иерархическая подчиненность, чтобы установленный минимум заработной платы в национальном масштабе, был не ниже (возможно и выше) на отраслевом и фирменном уровнях.

По мере продвижения на первичный уровень колдоговоры все более детализируются с учетом особенностей отрасли, фирм и их экономическими возможностями.

В общенациональных (секторальных) колдоговорах регулируется (устанавливается) минимальная заработная плата для нации в целом или по секторам экономики и общий порядок индексации заработной платы.

В отраслевых колдоговорах регулируется: минимальная тарифная ставка по основным профессионально-квалификационным группам, формы и системы заработной платы, надбавки и доплаты, механизм индексации заработной платы, размер социальных выплат и льгот.

В фирменных колдоговорах регулируются вопросы размера и дифференциации тарифных ставок, надбавок и доплат, индексации заработной платы, системы участия в прибылях и акционированном капитале, размеры социальных выплат и льгот. В них также находят отражение рабочее время (продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д.). Прежде всего в таких колдоговорах регулируется оплата труда рабочих. Для руководителей, специалистов эти вопросы оговариваются в контрактах.

Рыночную самонастройку нельзя считать как рыночную стихию. На рынке труда представлена широкая дисперсия заработной платы в государственных и частных компаниях, неорганизованном секторе, где нет профсоюзов. Рынок труда - это та область, где в конечном счете формируется общественная оценка различных видов труда. Она представлена среднестатистической заработной платой по различным профессионально-квалификационным группам, категориям, отраслям, регионам, стажу, полу, возрасту.

В выявлении среднестатистической заработной платы заинтересованы и государство, и частные компании. Государство периодически проводит обследования, а частные компании и неорганизованный рынок труда предоставляют все необходимые сведения. Полученные данные о среднестатистической заработной плате администрация компаний закладывает в середину диапазона заработной платы по каждому разряду.

Среднестатистичекая заработная плата отражает общественную оценку труда. Она является не только связкой между рынком труда и конкретной фирмой, но и служит инструментом равной оплаты за равный труд.

Все предприятия (фирмы) стремятся к соблюдению этого принципа, так как он позволяет:

1) сдерживать рост заработной платы;

2) предотвращать утечку наиболее квалифицированных кадров.

Рыночная самонастройка представляет собой систематическую, самостоятельную корректировку заработной платы каждой фирмой с учетом среднестатистической заработной платы по всем указанным параметрам.

Защита номинальных доходов от инфляции является составной часть политики доходов. В развитых капиталистических странах она осуществляется путем индексации доходов как на государственном уровне (на основе соответствующего законодательства) так и на уровне отдельных фирм (компаний) через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход (от полной компенсации самых низких доходов и полного ее отсутствия у высокодоходных групп населения).

Во всех РКС осуществляется государственная (и не только) поддержка доходов бедных семей, имеются определенные системы социального обеспечения (страхования), поддержки самостоятельных работников и т.п. В связи с национальными особенностями и экономическими возможностями отмечается их большое разнообразие. Например, в США на государственном (правительственном) уровне можно выделить две группы программ:

1) программы социального страхования (возмещают частично потери заработков у пенсионеров, безработных, по временной нетрудоспособности, иждивенцев, переживших застрахованного и т.д.);

2) программы государственной помощи (благотворительные программы) - установление пособий для тех, кто не может работать (престарелые, слепые, нетрудоспособные), помощь неполным семьям и т.д.

При совершенствовании государственной политики доходов в России опыт, накопленный в ПРС за 200 лет рыночных отношений, целесообразно учитывать.

Сущность государственной политики доходов заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению.
Основные средства и методы государственного регулирования доходов:

Определение минимума часовой или тарифной ставки заработной платы;

Социальное партнерство - согласование общественных интересов между правительством, работодателями и профсоюзами;

Индексация доходов в условиях инфляции;

Дифференциация доходов по отраслям и регионам и т.д.

Основные принципы государственной политики регулирования доходов населения:

Стимулирование трудовой и предпринимательской активности, инновационного потенциала работника;

Отказ от принципа всеобщей автоматической индексации и компенсации доходов в связи с ростом цен;

Преодоление несправедливой дифференциации доходов работников в различных отраслях и регионах, доходов различных социальных групп;

Увязка мероприятий по повышению доходов со стабилизацией денежного обращения;

Обеспечение социальной защиты населения.

К основным чертам реформирования можно отнести: установление минимальных гарантий оплаты труда; отказ от ограничений максимальной заработной платы; введение единой тарифной сетки для бюджетных организаций; совершенствование принципов отраслевого и территориального регулирования заработной платы.
Одним из негативных факторов реформирования экономики является значительная дифференциация доходов населения. За период реформ дифференциация в величине получаемых доходов в России возросла с 4 до 15 раз (около 3,5 процентов населения можно отнести к богатым, а около 20 процентов населения находятся за порогом бедности).

Для промышленно развитых стран соотношение минимальной и средней заработной платы составляет - 1:2; в России же это соотношение значительно выше (лишь в последнее время, после повышения к концу 2008 года МРОТ до 4330 руб. в месяц, оно несколько сократилось). Отличительная черта бедности в России - это наличие значительного слоя населения, которое получает лишь минимальную заработную плату.

Государственная зашита потребителей.

В рыночных экономических условиях возникает проблема неподготовленности значительной части производителей, предпринимателей к добросовестной коммерческой деятельности и, следовательно, возникает проблема обеспечения безопасности и качества товаров.

Наиболее актуальные проблемы защиты прав потребителей в России возникают при продаже товаров; проведении строительных работ; оказании бытовых услуг; оказании жилищно-коммунальных услуг; получении образовательных услуг; получении медицинских услуг; пользовании услугами городского и другого транспорта; защите прав вкладчиков в банках, инвестиционных компаниях, пенсионных фондах.

Основные задачи системы защиты прав потребителей :

Создание действенной системы защиты прав потребителей;

Формирование общественных структур по защите прав потребителей;

Организация правовой защиты потребителей;

Организация пропаганды защиты законных прав потребителей, обязанностей продавцов;

Разработка и реализация комплекса мер по предотвращению доступа на рынок опасных для здоровья и некачественных товаров, работ, услуг;

Создание системы правового обучения населения в связи с защитой прав потребителей;

Обеспечение равной доступности к товарам, услугам для всех категорий населения и обеспечения потребителям права свободного выбора товаров и услуг.
Международно-признаваемые права потребителей: право на удовлетворение основных нужд; право на безопасность; право на информированность; право выбора; право быть выслушанным; право на возмещение вреда; право на потребительское просвещение; право на здоровую окружающую среду.

Систему защиты прав потребителей можно разделить на систему государственной и систему общественной защиты прав потребителей (последняя в рыночной экономике преобладает). Система государственной защиты прав потребителей представлена следующими государственными органами:

Антимонопольная служба и министерства;

Комитеты по сертификации, метрологии, стандартизации;

Комитеты по охране окружающей среды; санитарно-эпидемиологический надзор;

Таможенный комитет; судебные органы; отраслевые государственные инспекции;

Различные межведомственные комиссии по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных товаров.

Систему общественной защиты прав потребителей составляют: организации потребителей, созданные по отраслевому или территориальному признаку; торгово-промышленные палаты; профсоюзы; трудовые коллективы; коллегии юристов, адвокатов; органы местного самоуправления.

Регулирование рынка труда

Рынок труда - совокупность социально-экономических, общественных отношений, совокупность специальных норм и нормативов, которые складываются по поводу реализации спроса и предложения на рабочую силу и обеспечивают эффективное использование труда при соответствующем вознаграждении.

Цель государственной политики занятости - содействие полной занятости и обеспечение возможностей предприятиям свободно нанимать работников, обеспечивать права гражданам.

Направления деятельности государства в данной сфере:

Развитие правовой базы;

Развитие системы профессионального обучения и переобучения безработных;

Создание служб занятости и бирж труда;

Развитие системы выплаты пособий;

Создание общегосударственной, компьютеризированной информационно-справочной системы для регистрации безработных, для выплаты пособий и т.д.;

Предоставление необходимых трансфертов для регионов;

К мерам косвенного регулирования рынка рабочей силы, которые использует государство, относятся: денежно-кредитная политика, налоговая политика, амортизационная политика; разработка программ по социальному страхованию безработицы, программ содействия найму рабочей силы, программы увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; разработка антидискриминационных программ по полу, возрасту, цвету кожи и т.д.

Одним из наиболее необходимых элементов рыночной инфраструктуры является биржа труда.

Биржа труда - организация, которая специализируется на посредничестве между работниками и работодателями с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет гражданам сократить время поиска работы, упорядочить наем предприятиями рабочей силы.

Биржи труда могут быть государственными, частными и общественными. В основном биржи труда существуют в виде центров труда и занятости.

Основной задачей центров труда и занятости является предотвращение длительной безработицы и минимизация время поиска работы.

Частные биржи труда занимаются своей деятельностью на основе договоров с работодателями. Государственные службы занятости работают по утвержденному бюджету, который составляется из средств государственного фонда содействия занятости, самостоятельных отчислений рабочих, дополнительных источников (финансирование проводит какое - либо предприятие и т.д.).

Методы государственного регулирования занятости:

- экономические методы : льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

Задачи государственных органов по социальной защите населения.

Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:

· Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека)

· Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении трансфертов и субсидий. Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения.

· Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления систем научно обоснованных социальных нормативов. Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне.

· Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.

Роль государственных органов разного уровня в соблюдении социальных гарантий для населения различна.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий, осуществляются общие программы, регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.

Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.

Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий, которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств. Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты